Электропривод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗЬЬРЕТЕН ИЯ
К АВТОт СКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Соя!иапистических республик
« i >944042 (6! ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 20.10.80(2! ) 2994974/24-07 с «рисоедннением заявки № (53)M. Кл.
Н 02 P 5/16 (23) Приоритет
9жударстаипвй аааитвт COCA ве далем нмбретеиий н 0TWpbffll9
Опубликовано 15.07.82. Бюллетень ¹ 26 (53) УДК621.316. .71(088.8) Дата опубликования описания 15.07.82 (72) Авторы изобретения
А. С. Мазнев, Ю. С. Боголюбов, Ю. А.
Ленинградский ордена Ленина институт железнодорожного транспорта им. акад (7!) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД!
Изобретение относится к электротехнике, в частности к тяговым электроприводам постоянного тока.
Известно устройство для регулирования скорости тягового электродвигателя, со5 держащее включенный последовательно в пепь питания электродвигатель, тирис-, торный прерыватель и контур рек.операции,энергии, выделякзцийся в режиме торможения t1)
t6
Недостатком устройства является возникновение перенапряжения на коллекгорах тяговых электродвигателей в режиме рехуперативного торможения.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является электропртвод, содержащий электродвигатель постоянного тока, источник питания, к клеммам которого подключена пепь из после- довательно соединенных контактора, якор- 20 ной обмотки электродвигателя тиристорного прерьвателя и обмотки возбуждения два обратных диода, первый из которых аключен параллельно обмотке возбущде-! ния электродвигателя, а второй - между полажительной клеммой источника питания, соединенной с ионтактором, и точкой соединения якорной обмотки электродвигателя и тирис горного прерывателя, и диод рекуперации, вклкяенный между точкой соединения контактора и якорной обмотки электродвигателя и отрицательной клеммой источники нитания Г2)
Недостатком устройства является снижение его надежности в режиме торможения при исчезновениях потребителя реКтперируемой энергии из-за возникзщцих при этом перенапряжений и срывов в работе тиристорного прерывателя.
Бель изобретения повышение надем.ности устройства.
Бель достигается за счет того, что в известное устройство введены дслопиительно делитель напряжения, . выполненный на .последовательно соединенных первом резисторе и стабилизирукщем
3 0440 элементе, подкпюченных соответственно к положительной и отрицательной клеммам источника питания, поспедоватепьно сое-.. диненная цепь из тормозного тиристора и второго тиристора, включенная между анодом второго обратного диода и отрицательной клеммой источника питания, последовательно соединенная цепь из третьего резистора и конденсатора, вклн ченная между анодом второго обратного 1О диода и точкой соединения первого резистора и стабилизирующего элемента, пороговый элемент и импульсный трансформатор, первичная обмотка которого соединена последовательно с пороговым 5 элементом, и образованная цепь подключена к обкладкам конденсатора, à BTopH÷ны обмотка трансформатора подключена к управляющему переходу тормозного тиристора. 20
На черетеже показана принципиальны схема устройства.
Устройство содержит электродвигатель
1 с обмоткой 2 возбуждения, якорная обмотка которого включена последовательно с контактором 3 и тиристорным прерывателем 4, два обратных диода 5 и
6, первый из которых включен парал- лельно обмотке 2 возбуждения электродвигателя 1, а второй — между положительной клеммой источника 7 питания, соединенной с контактором 3 и точкой соединения якорной обмотки электродвигателя 1 и тиристорного прерывателя 4, 35 диод 8 рекуперации, включенный между точкой соединения контактора 3 и якорной обмотки электродвигателя 1 и отрицательной клеммой источника 7 питания делитель 7 напряжения, выполненЭ
40 ный на последовательно соединенных резисторе 9 и стабилизирующем элементе 10,,подключенный соответственно к положительной и отрицательной клеммам . источника 7 питания, цепь из поспедова45 тельно с оединенных тормозного тиристора
11 и резистора 12, вкпюченная между анодом диода 6 и отрицательной клеммой источника .7 питания, цепь из последовательно соединенных резистора 13 и конденсатора 14, включенная между анодом
50 диода 6 и точкой соединения резистора
9 и стабилизирующего элемента 10, пороговый элемент 15 и импульсный трансформатор 16, первичны обмотка которого соединена последовательно с пороговым
55 элементом 15, и образованная цепь подключена к обкладкам конденсатора 14, а вторичная обмотка трансформатора подключена к управлякацему переходу тормозного тиристора 11.
Устройство работает следующим образом.
В режиме электрического торможения размыкается контактор 3 и реверсируется якорь тягового двигателя 1. В открытом состоянии тиристорного прерыватепя 4 происходит закорачивание якоря тягового двигателя 1 через диод 8 реиуперации.
После запирания тиристорного прерыватепя 4 происходит. отдача энергии источнику питания по цепи: якорь-электродвигателя - диод 6 - источник питания 7— диод рекуперации 8. Ток обмотки возбуждения замыкается через диод 5. При исчезновении потребителя электроэнергии ,ипи отрыве токоприемника возрастает напряжение на якоре тягового двигателя
1. Как только напряжение на конденсаторе 14 достигает определенного уровня, отпирается пороговый элемент 15, и конденсатор 14 .разряжается через пороговый элемент 15 и первичную обмотку импульсного трансформатора 16, со вторичной обмотки которого подается отпирающий импульс на тормозной тиристор
11. Тиристор 11 открывается, и создает цепь тормозного тока: якорь эпектродвигатепя 1 — тормозной тиристор 11— тормозной резистор 12 — диод рекуперации 8. При срабатывании тиристорного прерыватепя в каждом цикле осуществляется контроль по напряжению источника питания и при отсутствии потребителясхема автоматически переводится в режим реостатного торможения. Наличие в делителе напряжения стабилизирующего элемента 10 позволяет повысить чувствительность системы к перенапряжениям на якоре тягового двигателя 1.
Технико-экономическое преимущество устройства заитючается в повышении надежности работы в режиме электрического торможения, повышении экономичности регулирования скорости тягового эпектродвигатепя за счет использования следящей системы рекуперативно-реостатного торможения.
Формула изобретения
Эпектропривод, содержащий электродвигатель постоянного тока, источник питания, к клеммам которого подключена цепь из последовательно соединенных контактора, якорной обмотки электродвигателя, тиристорного прерыватепя и обмот5 9440 ки возбуждения, два обратных диода, первый из которых подключен параллельно обмотке возбуждения электродвигателя, а второй - между положительной клеммой источника питания, соединенной с контак s тором, и точкой соединения якорной обмотки электродвигателя и тиристорного прерывателя, и диод рекуперации, включенный между точкой соединения кон.тактора и якорной обмотки электродвига-. теля и отрицательной клеммой источника питания, отличающийся тем, что, с целью повьапения надежности устройства, в него введены дополни,тельно делитель напряжения, выполнен- И
mN на последовательно соединенных первом резисторе и стабилизирукщем элементе, подключенных соответственно к положительной и отрицательной клеммам источника питания, цепь из последо- 20 вательно соедииенньк тормозного тиристора и второго резистора, включенная между анодом второго обратного диода
42 6 и отрицательной клеммой источника питания, цепь из последовательно соединенных третьего резистора и конденсатора, включенная между анодом второго обратного диода и точкой соединении первого резистора и стабилизирукщего элемента, пороговый элемент и импульсный трансформатор, первичная обмотка которого соединена последовательно с пороговым элементом, и образованны цепь подключеHB K обкладкам конденсатора, а вторичная обмотка трансформатора подключена к управлякщему переходу тормозного тиристора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Усовершенствование устройств; элеггричес кой тяги поездов метрополитена. Труды ВНИИЖТа, вып. 615, N., "Транспорт, 1979, с, 34-48.
2. Авторское свидетельств о СССР
¹ 518849, кл. Н 02 P 3/14, 1976.
Составитель В. Самохин
Редактор К. Волошук ТехредЕЛаритончик Корректор А,Гриценко
Заказ 5147/72 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ. Государственного комитета СССР по делам изобретений и открыгий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4.