Тиристорный переключатель источников переменного напряжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союэ Советских

Социалистических

Рес у

O n И С А Н И Е (>944109

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свиа-ву (22)заявлено 15.12.80 (21) 32 17752/18-21 с присоединением заявки М (23) Приоритет— (5t)M. Кл..

Н 03 K l7/725 фщудерстаннМ кемнтвт

СССР ае. делам нэебрвтенн1 и втхрытнр

Опубликовано l 5. 07. 82. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 15.07,82 (53) УДК621. 316. . 5 (088. 8) (72) Авторы изобретения —..9

B. В. Колосов и А. В. Лифар. М д ррэ1

° Я аъ,с

11 . . о1 т 1 т,.;

Т

Всесоюзный научно-исследовательский, проектйб д - ;. конструкторский и технологический институт низков9пьтного Ог! 4 1 ф ;,. аппаратостроения (7.1) Заявитель (54) ТИРИСТОРНЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ИСТОЧНИКОВ

ПЕРЕМЕННОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Изобретение относится к низковольтным электрическим аппаратам, выполненным на базе силовой полупроводниковой техники, а именно к бесконтактным переключателям на силовых тиристорах, переключающих электропитание

5 переменного тока с одной сети на другую.

Известен тиристорный переключатель источников переменного напряжения, содержащий в каждой шине коммутации главные тиристоры, включенные встречно-параллельно, и узел принудительной коммутации, состоящий из встречно-параллельно включенных коммутирующих тиристоров, и коммутирующий конденсатор (1).

Недостатком известного устройства является низкая надежность его рабо- щ ты, вызванная самопроизвольным включением тиристоров при переходных процессах и при воздействии импульсных помех.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является тиристорный переключатель источников переменного напряжения, содержащий общую шину, первую шину коммутации, соединенную через первый и второй главные тиристоры, включенные между собой . встречно-параллельно, с общей шиной, вторую шину коммутации, соединенную через третий и четвертый главные тиристоры, включенные между собой встречно-параллельно, с общей шиной, и узел конденсаторно-тиристорной коммутации 1 2 ).

Недостатком данного устройства является также низкая надежность, о6условленная сложностью схемы узла конденсаторно-тиристорной коммутации.

Цель изобретения — повышение надежности.

Цель достигается тем, что в тиристорный переключатель источников переменного напряжения, содержащий общую шину, первую шину коммутации, 944109 4

Перезарядка коммутирующих конденсаторов вызывает запирание одного иэ главных тиристоров, который находит— ся во включенном состоянии, в зави5: симости от фазы напряжения основнОго источника.

При подаче сигналов управления р- на третий и четвертый главные тиристоры 4 и 5 нагрузка подключается к

10 резервному источнику напряжения.

Выключение третьего и четвертого главных тиристоров происходит аналогичным образом - подачей управляющих импульсов на второй и четвертйй

15 коммутирующие тиристдры ll и 13.

При этом первый и второй коммутирующие конденсаторы 8 и 9 перезаряжаются за счет LC-контура, образованного обмотками 14 и 15 дросселя, че— щ рез указанные коммутирующие тиристоры. Перезарядка коммутирующих коно" денсаторов вызывает запирание одного из главных тиристоров 4 и 5, управляющих резервным источником напря25 жения. Далее процессы в схеме повторяется в зависимости от алгоритма следования импульсов управления, на главн- ные тиристоры устройства.

Формула изобретения

55 соединенную через первый и второй главные тиристоры, включенные межДу собой встречно-параллельно., с общей шиной, вторую шину, коммутации, соединенную через третий и четвертый главные тиристоры, включенные между собой встречно-параллельно с общей шиной, и узел конденсаторно-тиристо ной коммутации, аноды первого и тре . тьего главных тиристоров соединены через первую обмотку дросселя с общей шиной и через первый коммутярующий конденсатор и соответствующие первый и второй коммутирующие тирис торы катодами с первой и второй шинами коммутации, а катоды второго и четвертого главных тиристоров соеди иены через вторую обмотку дросселя с общей шиной и через второй коммутирующий конденсатор и соответствую щие третий и четвертый коммутирую" щие тиристоры анодами с первой и вт рой шинами коммутации.

На чертеже изображена принципиальная электрическая схема предлага емого устройства.

Устройство содержит первый и вто рой главные тиристоры 1 и 2, включе ные в цепи первой шины коммутации 3 основного источника переменного на- 5g пряжения, третий и четвертый главные тиристоры 4 и 5, включенные в цепи второй шины коммутации 6 резервного источника напряжения, общую шину 7. для подключения нагрузки, первый и второй коммутирующие конденсаторы 8 и 9, первый и второй коммутирующие тиристоры 10 и 11, обеспечивающие выключение первого и третьего главных тиристоров 1 и 4, третий и чет- 4р вертый коммутирующие тиристоры 12 и 13, обеспечивающие выключение второго и четвертого главных тиристоров

2 и 5, и дроссель с первой и второй обмотками 14 и 15.

Устройство работает следующим образом.

До момента коммутации сигналы управления подаются на первый и второй главные тиристоры 1 и 2. В момент коммутации сигналы управления подаются только на первый и третий коммутирующие тиристоры 10 и 12. При этом первый и второй коммутирующие конденсаторы 8 и 9 переэаряжаются за счет LC-контура, образованного обмотками 14 и 15- дросселя, через указанные коммутирующие тиристоры.

Использование предлагаемого изобретения в тиристорных переключателях при резервировании вторичного электропитания радиоэлектронной аппаратуры позволяет повысить надежность системы электроснабжения за счет упрощения схемы переключения основного и резервного источников переменного напряжения.

Тиристорный переключатель источников переменного напряжения, содержащий общую шину, первую шину коммутации, соединенную через первый и второй главные тиристоры, включенные между собой встречно-параллельно, с общей шиной, вторую шину коммутации, соединенную через третий и четвертый главные тиристоры, включенные между собой встречно-параллельно, с общей шиной, и узел конденсаторно-тиристорной коммутации, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности, аноды первого и третьего главных тиристоров соединены через первую обмотку дросселя с общей шиной и через первый коммутирующий конСоставитель А. Бомио

Редактор M. Келемеш Техред И. Рейвес Корректор Г. Решетняк

Тираж 959 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 ю

Заказ 5155/75

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Ъ

5 944109 6 денсатор и соответствующие первый и дами - с первой и второй шинами коммувторой коммутирующие тиристоры като- тации. дами - с первой и второй шинами коммутации, а катоды второго и четверто- Источники информации, ro главных тиристоров соединены через s принятые во внимание при экспертизе вторую обмотку дросселя с общей шиной 1. Авторское свидетельство СССР и через второй коммутирующий конден- 1т 699676, кл. Н 03 К 17/72» 1979. сатор и соответствующие третий и чет- 2. Авторское свидетельство CCCP вертый коммутирующие тиристоры ано- Ю 57 1903, кл. Н 03 К 17/04, 1977.