Волновой движитель транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е 944974

ИЗЬВРЕТЕ Н ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. canд-ву— (22) Заявлено 02.08.77 (21) 2512745/27-!! с присоединением заявки № —— (23) Приоритет-(51) M. Кл.

В 62 D 57/00

В 60 F 3/00

Гоеударствеиимй комитет

СССР (53) УДК 629.113. .012.49 (088.8) Опубликовано 23.07.82. Бн>плетень № 27

Дата опубликования описания 28.07.82 по аелам изобретеиий и открмтий (72) Авторы изобретения

А. Ф. Суржиков, А. Н. Богданова, В. А. Б лозеров, Г. С. Бобов и А. А. Вариченко (71) 3аивитель

Тюменский индустриальн (54) ВОЛ НОВОИ" ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости и может быть использовано на вездеходах большой грузоподъемности, передвигающихся по песку, болоту, целине и другим слабонесущим грунтам. 5

Известен волновой движитель, содержащий опорно-контактирующую эластичную оболочку, которая в продольном сечении имеет складчатую конфигурацию, обуславливаю|цую способность к плавному изгибу в вертикальной плоскости. Вершины складок являются грунтозащепами, способствующими перемещению по льду, грунту и грязи (I).

Недостатком этого движителя является то, что он при движении по грунту с низкой 1s несущей способностью разрушает верхний живой слой, на восстановление которого уходят многие годы.

Наиболее близким к изобретению является волновой движитель, содержащий опорно-несущую оболочку с гибкой основой, прикрепленную к корпусу транспортного средства с образованием под ним замкнутой герметичной полосы, заполненной сжатым газом, и механизм образования бегущей волны (2).

Недостатком известного движителя является то, что опорная часть оболочки выполнена гладкой, что при малой ее толщине не обеспечивает нужной прочности, а при большой толщине, а следовательно, и большой жесткости, требует больших энергозатрат на создание бегущей волны. Кроме того, гладкая оболочка не способствует сохранению заданной формы полуволн, поскольку они могут прогибаться в большом диапазоне радиусов кривизны. В достаточно толстой оболочке, при ее изгибе возникают большие внутренние напряжения, которые способствуют расслоению, а следовательно, acay к пониженной долговечности.

Цель изобретения — уменьшение энергозатрат на волновое движение и повышение устойчивости полуволн.

Поставленная цель достигается тем, что в волновом движителе, содержащем опорно-несущую оболочку с гибкой основой, прикрепленную к корпусу транспортного средства с образованием под ним замкнутой герметичной полости, заполненной сжатым га944974 зом, и механизм образования бегущей волны на опорной части оболочки, наружная и внутренняя поверхности опорной части оболочки снабжены жесткими примыкающими друг к другу выступами, попарно-симметричными относительно гибкой основы, имеющими форму усеченных прямоугольных пирамид, каждая из которых в продольном сечении вписана в центральный угол окружности с радиусом изгиба полуволны.

На фиг. 1 показан волновой движитель, 10 частичный продольный разрез; на фиг. 2— сечение А — А на фиг. 1:

Волновой движитель из корпуса I, к которому прикреплена опорно-несущая оболочка, имеющая гибкую основу 2, опорную

3 часть, торцовые 4 и боковые 5 части. Опор15 но-несущая оболочка образует под корпусом

1 герметичную полость 6, которая наполнена воздухом или иным газом под таким давлением, которое обеспечивает удерживание корпуса 1 вместе с его полезным грузом. К опор- 20 но" 3 части оболочки и к корпусу 1 шарнирно присоединены пневмосильфоны 7, которые совместно с распределителем вакуума (не показан) составляют механизм создания бегущей волны (полуволн) .

На обеих сторонах опорно" 3 части обо25 лочки выполнены жесткие, примыкающие друг к другу внешние 8 и внутренние 9 выступы, которые расположены попарно-симметрично относительно гибкой основы 2.

Каждый выступ имеет форму усеченной пря- зо моугольной пирамиды, причем угол наклона его передней и задней граней выбран таким, чтобы пирамиды в продольном сечении (фиг. ) вписывались в центральный угол окружности с радиусом изгиба полуволны.

На чертеже видно, что внешние 8 выступы вписаны в центральный угол d.< окружности с радиусом R,, а внутренние 9 выступы — в ь2 окружности с радиусом К2.

Наличие выступов 8 и 9 на гибкой основе 2 не изменяет жесткости опорно-несущей 40 оболочки, но увеличивает ее износостойкость, надежность и долговечность.

При движении транспортного средства механизм образования бегущей волны посредством пневмосильфонов 7 в заданном порядке поднимает нужные участки оболочки и опускает другие, которые опускаются под действием давления газа, находящегося в полости 6. При этом опорная 3 часть оболочки устанавливается на грунте выступами 8. При образовании бегущих волн (полуволн) выступы 9 в изгибах сходятся своими гранями, чем стабилизируют установленный радиус изгиба R2, а выступы 8 стабилизируют радиус кривизны, определяемый радиусом R . Таким образом, полуволны имеют большую устойчивость.

Применение изобретения позволяет при создании большой гибкости опорно-несущей оболочки значительно увеличить ее долговечность и надежность, стабилизировать заданную форму полуволн, а также сократить энергозатраты на создание бегущей волны.

Формула изобретения

Волновой движитель транспортного средства, содержащий опорно-несущую оболочку с гибкой основой, прикрепленную к корпусу транспортного средства с образованием под ним герметичной полости, заполненной сжатым газом, и механизм образования бегущей волны на опорной части оболочки, отличающийся тем, что, с целью уменьшения энергозатрат на волновое движение и повышения устойчивости полуволн, наружная и внутренняя поверхности опорной части оболочки снабжены жесткими, примыкающими один к другому выступами, попарно-симметричными относительно гибкой основы, имеющими форму усеченных прямоугольных пирамид, каждая из которых в продольном сечении вписана в центральный угол окружности радиусом полуволны.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3066637, кл. 115 вЂ, 1962.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2510994/27-11, кл. В 62 D 57/00, 25.07.77 (прототип) .

944974

Д-Я фИ8. Z

Составитель Ю. Шурупов

Редактор В. Иванова Техред A. Бойкас Корректор Е. Рошко

Заказ 5235/24 Тираж 682 Г!одписнос

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4