Способ производства промера глубин посредством эхолота или иного прибора, установленного на промерном судне
Иллюстрации
Показать всеРеферат
."(1з 94500
К.1асс 42с, >0!о
7- Ы, 61«
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ
Л. И. Грузинов, Н, А. Доманевский, H. Л. Ржаницы
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПРОМЕРА ГЛУБИН ПОСРЕДСТВОМ
ЭХОЛОТА ИЛИ ИНОГО ПРИБОРА, УСТАНОВЛЕННОГО
НА ПРОМЕРНОМ СУДНЕ
1 азраоотано и Московском отделении Центрального научно-исследоват льского института речного флота
Валвл(но 25 с(нтлврл 1950 г, за _#_«5З051 -135378 в Гостехнику СССР
Опувликсиано в «I>l(1а!лет(н изобр< т(ннй .Х 11 з» IИ5" г
Способы промера глуоин посредСТВОМ ЭХОЛОТа За К 1!ОЧа!ОТСЯ В ТОМ, т!ТО ири спреде, гении ксор цниат отдсльIfhfx промерных точек во время промерного рейса производят засечки посредством мензулы или теодолит; ; одновременным нанесег!иех! ус, IÎÂных знаков на ленте эхолота.
Такие способы требуют движения лдна по створу, при этом планы поди(>диого рельефа получают неточны(, так как из-за сноса судна сс створа и из-за ошиоок при засечках (особенно при острых углах) промер-!!!le точки наносят на план со значительным отклонением от места, с(ответствующего их,!ействитес!ьиоз!у положегиио.
Способы промера глубин с применением эхолотов, имеющих лентопротяжный механизм осооой конструкции, где решена задача движе1!ия ленты эхолота со скоростью, пропорциональной скорости движения промерного судна. движущегося по прямолинейному галсу, определяемому створом, известны.
Дг!я гозможиости использования такого эхолота (когда нс треоуетсII определять положения промежуточIl1lx точек галсов) наравне с общеизвестными эхолотами предусмотрено устройство кулачково1! муфты для отъединения лентопротяжного механизма от кранового механизма и для приключения его к приводу с равномерным ходом, нс связанному
C радИОЛаГОМ И IIE трсбуЮ1цЕМу гГO применения для таких промеров. 3 этом случае liнта эхолота движет я с равномерной скоростью. не сиязаш!ой со скоростью хода лдиа, на ней ие делается отметок расстоЯ!!И é.
Предлагаемый способ промера глубин посредством эхолота отли. чается от указанного тем, что, с целью определения координат промерных точек, на ленту эхолота одноврл1енно с записью глуоин автоматически и непрерывно наносят отметки, характеризующие изменения расстояГи1й от промерного судна до опорных геодезических пунктов, ири этом л д¹ 94500 но может двигаться по лк)бом ) крпВолинеиному курсу .
На фиг. 1 изображена схема осуществления способа промера глубин; на фиг. 2 — лента эхолота с записью кривой глубин.
На промерном судне 1, снабженном обычным регистрируюгцим эхолотом 2, устанавливают задающую станцию радиолага 8 одного из .существующих типов. 1-la берегу в два/ пунктах,.цривязанных к существующей геодезической сети, устанавливаюч двЬ отражательных стан, ции 4 и о, рассуоФгие между которыми (базйс «b») известно.
При. измецении растояний l! и !; ме)кду промернцм судном и отражательными станциями 4 и 5 радиолаг на промерном судне непрерывно регистрирует на ленте эхолота приращения + М путем подачи электрических сигналов на реле записи счета циклов разности фаз.
В качестве другого варианта записи на ленте эхолота расстояний l! и 4 предлагается использование пмпу;псов, создаваемых радполагом через каждые +- Dl метров прпраьцения расстояний между задающей и отражающими станциями радиолага. Прп каждом таком импульсе реле воздействует на одно из двух парных (двойных) электроперьев б или 7, которос искровым или иным спосооом делает отметки изменения расстояшш на соответствующей боковой продольной кромке диаграммной бумаги при каждом срабатывании реле, т. е. через определенные значения раз ности радиусов-векторов, считая от местонахо>кдения промерного судна по отношению к отражающим станциям. Одно из перьев каждой пары 6 и 7 отмечает увеличения (+ hl) расстояний соответственно /2 или l!, а другое перо той же пары о;— мечает уменьшения (— Л/) расстояний lq или l).
Пример такой записи изменений расстояния показан на кромке ленты с пером 7.
Следовательно, при любом из двух вышеописанных вариантов записи расстояний получают на ленте эхолота одновременно три записи, а именно — — глубины и расстояний до двух опорных точек базиса.
Перед промером глубин определяIoT геодезическим путем расстояния
l! и 4 от промерного судна 1 до отра>кающих станций. Пускают в ход эхолот и радиолаг, после чего судно уходит в промерный рейс.
В качестве примера на фиг. 2 изображен образец батиграммы, на которой записаны глубины и панесепь! отметки расстояний от катера до отражательных станций. Скорость движения ленты V,=50 .ял/лин; скорость хода катера l = 6 кл/vac; импульсы радиолага, а следовательно, и расстояния между черточками а полях ленты соответствуют А/==10 л.
Предлагаемьш способ промеров дает также возможность про)извод)г)ь пикетажные г«одезпческие работы па урезах путем установки геодезнческих знаков при по,.)ходе судна и оерегу.
Предмет изобретения
1. Спосоо производства промера глуйш посредством эхолота плп иного прибора, установленного на промерном судне, отличающий с я тем, что с целью определенпя координат промерных точек, Ila л )11« эхолота одновременно с записью графика глубин автоматически непр»рывпо наносят отметки, характеризующие изменения расстояний ог промернаго судна )о опорных г«од«зическпх пунктов.
2. Для осуществления способа по п. 1 прпмепешш установленной !!a промерноAI судне задающей ста)щш) радиолага, регистрирующего изменения расстояний до отражатель и,) станций, привязанных к геодезическим пунктам. № 94503
Фиг.
/
", I
° ..
Х -..
OI ., /
1!
1, (!
- -а-.
I, / / ! /
l 1 !
1 /
1 у .с ш ш — "и - 2Й, Ill " "" - н,,ц — — Примерный лир„. удите ал а, оо а, (а 94500
0 п, редактор И. Д. Тихомиров (.:таидартгиз. Поди. к иеч. 22/Х1 1956 г. Объем 0,25 и. л. Тираж 40() Цена 50 коп, Типография имад-ва «Московская прав (а :. Пот(IIQB hllA пор., 3, 3ак 66