Электрический ограничитель скорости подъемной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

O Il И С А Н И Е (11945040

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсиик

Соцнапистнчесине

Республик (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 05 ° 12.80 (21) 3214052/29-11 с присоелинением заявки № (23 т Приоритет

Опубликовано 23.07.82. Бюллетень № 27

Дата опубликования описания 23.07.82 (53 ) M. Кл.

В 66 В 5/06

3Ъсудврствениый «омктет

СССР по делан нзебретеннй и атерытвй (53) УДК 621,876 (088. 8) (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ СКОРОСТИ

ПОДЬЕИНОй НАШИНЫ

1.

Изобретение относится к устройствам защиты подъемных установок от опасного превышения скорости и может быть использовано на подъемных установках s угольной и горнорудной отраслях промышленности.

Известен электрический ограничитель скорости подъемной машины, содержащий регулятор заданной скорости с ретардирующим узлом, тахогенераторы, один из которых механически соединен с подъемным двигателем, в цепь управления которым включен контактор, а другой - с ретардирующим узлом, реле контроля превышения скорости и исправности, контакты которых совместно с коммутационными элементами включены в цепи защиты подъемной машины 1,1j.

Недостатком такого ограничителя скорости является невозможность его применения на высокоскоростных подъемных машинах. Кроме того, сложная схема затрудняет его эксплуата2 цию, а необходимость иметь тахогенераторы с небольшим внутренним сопротивлением вынуждает применять в таком ограничителе скорости тахо5 генераторы завышенной мощности и габарита.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является электрический ограничитель скорости подъемной машины, содержащий последовательно соединенные регулятор заданной скорости с ретардирующим узлом и конечным выключателем, тахогенераторы, один из которых механически соединен с подъемным двигателем, а другой— с ретардирующим узлом, реле оборотов, установленное на валу первого тахогенератора и .имеющее размыг0 кающие контакты с меньшим и большим порогами срабатывания, реле контроля превышения скорости и исправности, соответственно размыкающий и замыкающий контакты которых соедине945

040 ны последовательно и включены в цепь защиты подъемной машины и-парал. лельно второму подключен первый контакт реле оборотов, соединенный одним из выводов через второй контакт реле оборотов с одним из выводов замыкающего контакта конечного выключателл (2 3.

Однако в известном органичителе скорости потеря напрл><ения на выходе одного из тахогенераторов без разрыва электрической цепи 1,например, при нарушении вращения тахогенератора, исчезновении возбуждения, внутренних замыканилх в его обмотках и т.п. > не всегда наде>нн контролируетсл, поскольку в общей цепи ограничителя величина рабочего ток» снижается не более чем вдвое и этого недостаточно для гарантированного защитного срабатывания реле контроля исправности ограничителя скорости„

Кроме того„ блокировка контакта реле контроля исправности в цепи защиты подъемной машины, повышающал надежность работы этого реле, функционально связана с коммутационными элементами аппаратов цепи управления подъемным двигателем, что обуславливает возможность применения такой блокировки лишь на подъемных машинах с контакторным управлением электроприводом, а для машин с электроприводом постоянного тока 1,в системах Г-Д и ТП-Т) или переменного тока с частотным регулированием скорости она оказывается непригодной.

Цель изобретенил — повышение наде>нности в работе ограничителя скорости.

Эта цель достигается тем, что электрический ограничитель скорости подъемной машины снабжен узлом контроля работы тахогененаторов с замыкающими контактами, двухобмоточным реле сравнения и дополнительным регулятором заданной скорости с конечным выключателем, причем реле контроля исправности включено между одними из выводов тахогенераторов, к каждому из которых подключена одна из обмоток встречно другой двухобмоточного реле сравнения, другой вывод первого тахогенератора соединен через встречно включенные диоды с одними из выводов основного и дополнительного регуляторов задан5

l5 и

55 ной скорости, вторые выводы которых объединены, другой вывод замыкающего контакта реле контроля исправности подключен через замыкающий контакт конечного выключателя дополнительного регулятора заданной скорости к другому выводу замыкающего контакта конечного выключателя основного регулятора заданной скорости,а параллельно замыкающему контакту каждого конечного выключателя подключен один из замыкающих контактов узла контроля работы тахогенераторов.

Кроме того, узел контроля работы тахогенераторов выполнен на реле, ка>ндое из которых через диод подключено к одному из тахогенераторов.

Узел контроля может быть выполнен такие на реле оборотов, установленном на валу второго тахогенератора.

На фиг.! поедставлена принципиальная схема ограничителя скорости с узлом контроля работы тахогенераторов, выполненным на реле; на фиг.2 - то же, с узлом контроля работы тахогенераторов, выполненным на реле оборотов.

Ограничитель скорости .включает тахогенератор 1, механически связанный с подъемным двигателем, тахогенератор .2, механически связанный с ретардирующим механизмом, регулятор 3 заданно" скорости,,диод 4, конечный выключатель 5 с контактом

5.1, регулятор 6 заданной скорости, диод 7, конечный выключатель 8 с контактом 8,1, электромагнитное реле 9 контроля превышения скорости с контактом 9.1, реле 10 контроля исправности с контатом 10.1, реле

11 оборотов с контактами 11.1 и

11.2, узел контроля работы тахогенераторов, выполненный на реле 12 с контактом 12,1, диоде 13,реле

14 с контактом 14,1 и диоде 15 или реле 16 оборотов с контактами 16.1 и 16.2, двухобмоточное реле 17 с контактами 1<,l и цепь 18 защиты подъемной машины.

Работа ограничителя скорости основана на сравнении скорости подъемной машины, заданной по несимметричной тахограмме ретардирующим механизмом и регуляторами 3 и

6, с действительной скоростью движения, контролируемой тахогенератсрами 1 и 2. При правильном выполне- нии заданной тахограммы движения

945040

5 в обмотке реле 9 с помощью регуляторов 3 или 6, включающихся в работу поочередно соответственно направлению движения разделительными диодами 4 или 7, величина тока на протяжении всего цикла поддерживается в пределах контролируемого задания, в результате чего контакт

9.1 реле 9 остается замкнутым. При превышении заданной скорости движения ток .в обмотке реле 9 возрастает и реле размыкает свой контакт 9.1 в цепи 18 защиты подъемной машины.

Неисправность в кинематической или электрической цепях одного из тахогенераторов 1 или 2 (потеря вращения или возбуждения, внутренние замыкания и т.п. ) приводит к потере или снижению его выходного напряжения и нарушению баланса токов в двухобмоточном реле tj, которое при этом срабатывает и размыкает свой контакт !7.1 в цепи 18 защиты подъемной машины. Нарушения в присоединениях и цепях обмоток самого реле 17 также приводят к его срабатыванию.

Другие неисправности в кинемати-. ческой или электрической цепях ограничителя скорости приводят к обесточиванию обмотки реле 10 и раэмыканиюего контакта 10.1 в цепи 18 защиты подъемной машины, Замыкающий контакт 10.1 реле 10 в цепи 18 во время останова машины, в начальный период ее разгона и в конце замедления разомкнут и шунтируется двумя размыкающими контактами 11. i и 11.2 реле 11 оборотов, замыкающими контактами 5.1 и 8.1 конечных выключателей 5 и 8, замыкающими контактами 12.1 и 14.1 реле 12 и 14 или замыкающими контактами 16.1 и !6.2 реле 16 оборотов в следующей последовательности.

При останове машины в конечном положении контакты 10.1, 12.1, 14.1 или 16,1, 16.2 реле 10, 12, 14 или реле 16 оборотов и, в зависимости от предстоящего направления движения, контакт одного иэ конечных выключателей регуляторов заданной скорости, например контакт 5.1 конечного выключателя 5 регулятора

3, разомкнуты, а оба контакта 11.1 и 11,2 реле 11 оборотов и контакт

8.1 конечного выключателя 8 регулятора 6 замкнуты. В начальный период разгона машины в принятом направле5

25 зо

35 ао

6 нии реле 12 через диод 13 начнет обтекаться током и замкнет контакт

12,1 или реле 16 оборотов замкнет контакт 16.1, и еще при малой скорости разомкнется один контакт 11. 1 реле 11 оборотов. Затем при большей скорости замкнется контакт 10.1 реле 10 и разомкнется второй контакт

11.2 реле 11 оборотов, а при дальнейшем.движении, когда осовбождается конечный выключатель 5 регулятора 3, замкнется контакт 5.1.

При останове машины в промежуточ" ных положениях цикла движения после периода разгона исходное состояние всех контактов такое же, как при останове машины в конечном положении, но контакт 5.1 конечного выключате-, ля 5 регулятора 3 замкнут. В период разгона машины из этого положения последовательность замыкания контактов аналогична предыдущему.

При замедлении и останове машины в конце цикла движения сначала разомкнется контакт 8.1 конечного выключателя 8 регулятора 6, затем при снижении скорости замкнется один контакт !1.2 реле 11 оборотов и еще на меньший "ползучей" скорости разомкнется контакт 12 .1 реле 12 или контакт 16.1 реле 16 оборотов и замкнется другой контакт 11.! реле

11 оборотов, после чего разомкнется контакт 10.1 реле 10.

При замедлении и останове машины в промежуточных положениях цикла движения после периода разгона последовательность замыканий контактов аналогична, но контакт 8.1 конечного выключателя 8 регулятора 6 при этом остается замкнутым, а контакт 10.1 реле 10 разомкнется после того, как замкнется контакт

11.2 реле 11 оборотов.

При обратном цикле движения вместо регулятора 6 в рабочем режиме окажется регулятор 3 с конечным выключателем 5 и его контактом 5.1, а вместо реле 12 через диод 15 в работу включится реле 14 с контактом 14.1 или контакт 16.2 реле 16 оборотов, функциональная последовательность работы которых аналогична описанной для предыдущего -цикла движения.

Приведенная схема шунтирования контакта реле 10 контроля исправрости в цепи защиты подъемной машины обеспечивает постоянную готов945040

7 ность работы этого реле во всех периодах цикла движения.

Такое выполнение электрического ограничителя скорости позволяет исключить фукнциональные элементные связи его с цепями управления подъемным двигателем и 4ocти ы универсальной применимости такого ограничителя скорости на подъемных машинах с различными системами электропривода, а также повысить эксплуатационные качества, Формула изобретения 35

1, Электрический ограничитель скорости подъемной машины, содержащий последовательно соединенные регулятор заданной скорости с ретар- 20 дирующим узлом и конечным выключателем, тахогенераторы, один из которых механически соединен с подъемным двигателем,а другой — с ретардирующим узлом, реле оборотов, уста- 2s новленное на валу первого техогенератора и имеющее размыкающие контакты с меньшим и большим порогами срабатывания, реле контроля превышения скорости и исправности, соответственно размыкающий и замыкающий контакты которых соединены последовательно и включены в цепь защиты подъемной машины и параллельно ВТо рому подключен первый контакт реле оборотов, соединенный одним из выводов через второй контакт реле. оборотов с одним из выводов замыкающего контакта конечного выключателя, отличающийся тем, щ что, с целью повышения надежности в работе; он снабжен узлом контроля работы тахогенераторов с замыкающими контактами, двухобмоточным

i реле сравнения и дополнительным регулятором заданной скорости с конечным выключателем, причем реле контроля исправности включено между одними из выводов тахогенераторов, к каждому иэ которых подключены одна из обмоток встречно другой Двуяобмоточного реле сравнения, другой вывод первого тахогенератора соединен через встречно включенные диОДЫ C ОДНИМИ Иэ ВЫВОДОВ ОСНОВНОГО и дополнительного регуляторов заданной скорости, вторые выводы которых объединены, другой вывод замыкающего контакта реле контроля исправности подключен через замыкающий контакт конечного выключателя дополнительного регулятора заданной скорости к другому выводу замыкающего контакта конечного выключателя основного регулятора заданной скорости, а параллельно замыкающему контакту каждого конечного выключателя подключен один из замыкающих контактов узла контроля работы тахогенераторов.

2, Ограничитель по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что узел контроля работы тахогенераторов выполнен на реле, каждое из которых через диод подключено к одному из тахогенераторов, 3. Ограничитель по и. 1, о т л ич а ю шийся тем, что узел контроля работы тахогенераторов выполнен на. реле оборотов, установленном на валу второго тахогенератора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

Авторское свидетельство СССР

N 240970, кл, В 66 В 5/06, 1967, 2. Авторское свидетельство СССР по заявке И 2820236/29-11, кл. В 66 В 5/06, 26 .06.79 (прототип).

945040

ФУ8. 2

Составитель А. Прохоренков

Редактор И.Николайчук Техред С. Мигунова Корректор Ю. Макаренко

Заказ 5243/2 Тирае 939

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

l130 )5, Москва, M-35, Раушская наб., д . 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент, г, Ужгород, ул. Проектная, 4