Строительный подъемник
Иллюстрации
Показать всеРеферат
B.Ô. Ïîïîâñêèé, А. Х. Гехт, Г. Н.фео и С.Е.Полыковский (72) Авторы нзобретенн я (71) Заявнтель
8сесоюзный научно-исследовательск строительного и дорожного машинос (54) СТРОИТЕЛЬНЪ|Й ПОДЬЕИНИК
1
Изобретение относится к грузоподьемной технике, в частности к строительным подъемникам.
Известен строительный подъемник, содержащий основание, на котором установлена мачта с грузонесущим 5 органом, связанным с приводом грузовым канатом, образующим полиспаст (1 .
Недостатком этого подъемника является необходимость установки яа грузовой каретке траверсы с блоками и регулируемыми упорами и неподвижных упоров на мачте, что увеличивает потребляемую мощность и металлоемкость подъемника, требует применения дефицитного подвесного кабеля для управления приводами регулируемых упоров.
Цель изобретения — снижение металлоемкости и потребляемой мощности.
Поставленная цель достигается тем, что подымник оснащен размещен-. ной у основания мачты вертикальной рамой, на которой с возможностью пе2 ремещения установлена тележка и полиспаст, состоящий из неподвижной и подвижной относительно боковых стоек обойм, причем на подвижной обойме полиспаста установлен барабан с тормозом, а в нижней части рамы— упоры для фиксации тележки.
Кроме того, неподвижная обойма полиспаста прикреплена к низу рамы при помощи разъемного соединения.
На фиг. 1 представлен подъемник, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 - схема запасовки каната при выполнении тормозного барабана в виде канатоведущего шки-. ва; на фиг. 4 - то же, при выполнении барабана в виде шкива с горизонтальной осью вращения.
Строительный подъемник содержит основание 1, на котором установлены грузовая лебедка 2 и мачта 3. По направляющим мачты перемещается грузовая каретка 4, подвешенная на канате 5 и снабженная выдвижной рамой
945042
6 с клетью 7 для груза, расположенной на конце. На грузовой каретке установлен механизм ручного перемещения выдвижной рамы 1не показан).
Канатный механизм подъема грузовой каретки состои1 из барабана 8, лебедки 2, вертикальной рамы 9, жестко прикрепленной к основанию 1, по бокам стойкам которой, как по направляющим, перемещается тележка
10, на ось которой установлена подвижная обойма полиспаста, состоящая из блока 11 и барабана 12 с тормозным шкивом.
Барабан 12 может быть выполнен либо в виде канатоведущего шкива, либо в виде шпиля, т.е. барабана с вогнутой поверхностью и с горизонтальной осью вращения. В первом случае на второй оси тележки 9 дополнительно установлены блоки 13.
На оси, жестко прикрепленной к низу направляющих рамы 9 при помощи разъемного соединения, установлены блоки 14, образующие неподвижную обойму полиспаста, и упоры 15, а на верхней поперечине рамы 9 — блок 16, предназначенный для уменьшения угла отклонения каната 5, сбегающего с барабана 8 лебедки 2.
На тормозном шкиве барабана 12 установлено тормозное устройство l7, выполненное в виде ленточного или колодочного тормоза с ручным или механическим приводом (не показаны).
В качестве тормозного устройства может быть применен также фиксатор.
На верхней части мачты установлены головные блоки 18. Канат 5 может образовывать (при недостаточной гру40 зоподъемности лебедки) двухкратный полиспаст, для чего имеется блок 19, к обойме которого подвешена грузовая каретка
Канат 5 запасован вначале на барабане 8 лебедки 2, огибает блок 16 и систему блоков 14 и 11, образуя трехкратный полиспаст. Затем несколько витков каната огибает барабан 12 и 13 (при выполнении барабана 12 в виде канатоведущего шкива), либо огибает только барабан 12 (при выполнении барабана 12 в виде шпиля с горизонтальной осью вращения), затем канат проходит через головные блоки
18 и блок 19. Конец его крепится на верху мачты 3.
Подъемник работает следующим образом.
При подъеме или опускании груза .с номинальной скоростью тормозное устройство 17 расторможено. Это осуществляется либо при помощи механического привода, либо путем растормаживания вручную при помощи рычажной системы (не показаны) . Поэтому под действием натяжения каната 5 от всегда находящегося на весу грузовой каретки 4, весящей больше, чем тележка 10 с установленным-.на ней оборудованием, происходит перемещение .тележки 10 вниз до упоров 15. В этом положении обойма находится пока барабан 12 не заторможен.
После загрузки клети 7 внизу лебедка 2 включается на подъем. Грузонесущий орган поднимается с номинальной скоростью на необходимую высоту.
Канат 5 при этом проходит через блоки 16, 14 и 11 и огибает барабан 12 (при выполнении барабана в виде канатоведущего шкива канат проходит также через блоки .1.Барабан 12 при этом вращается и на нем постоянно находится определенное количество витков, установленное расчетом. Эти витки при вращении барабана и перемотке каната удерживаются от смеще" ния по оси барабана либо его канав- ками (при выполнении барабана 12 в виде канатоведущего шкива), либо сползают к его середине (при выполнении барабана 12 в виде шпиля с горизонтальной осью вращения) .
После остановки лебедки и подачи грузонесущего органа в проем здания (на фиг. 1 показаны тонкими линиями) тормозное устройство 17 затормаживает тормозной шкив барабана 12.
Поскольку на барабане 12 всегда находится определенное количество витков каната, находящегося под натяжением от веса грузонесущего органа, то за счет трения между этими витками и поверхностью. барабана *анат 5 фиксируется на барабане, т.е. не может скользить относительно него. Затем грузовая лебедка включается на спуск. При сматывании каната
5 с барабана 8 лебедки 2 тележка 10 под действием натяжения каната поднимается вверх, а грузонесущий орган вместо с грузовой клетью опускается со скоростью, меньшей номинальной и зависящей от кратности полиспаста, образованного блоками 11 и 14 (положение грузонесущего органа показано штрихпунктирными линиями на фиг.1) .
5 945042
После разгрузки клети 7 на этаже няется от тележки 10 и прикрепляетлебедка 2 включается на подъем. Пос- ся вновь к низу рамы. кольку барабан 12 заторможен,происхо- Технико-экономический эффект обесдит стягивание подвижной и неподвиж- печивается простотой конструкции по ной обойм полиспаста, образованного сравнению с известными устройствами, . блоками 11 и 14, После того, как а также меньшей металло- и энерготележка 10 дойдет. до упоров 15, емкостью. тормозное устройство 17 растормаживается. После выхода грузовой клети Формула изобретения из проема здания может происходить !О подъем или опускание грузонесущего 1. Строительный подъемник, содероргана с номинальной скоростью. жащий основание, на котором установВ целях обеспечения возможности использования тележки 10 для монтажа 15 мачты подъемника методом подращивания снизу без перепасовки грузового каната ось блоков 14 может прикрепляться к низу направляющих рамы 9 при помощи разъемного соединения. zp
Тогда в монтажном режиме указанную ось коепят к тележке 10, и она пеоемещается вместе с тележкой и блоками 14 как единичное целое 1 положение оси на Фиг. 2 и 3 в процессе 2s перемещения показано штрихпунктирной линией),При закреплении каната
5 на поперечине рамы 9 ветвь каната
5, сбегающая с барабана 8, огибающая блок 16 и систему блоков 14 и 11 зв и баоабан 12 (работающих как один блок) образовывает трехкратный полиспаст, при стягивании которого тележка 10 поднимается вверх, совершая при этом необходимую монтажную операцию (подъем смонтированного участка мачты) . . При переходе с монтажного режима на рабочий ось блоков 14 отсоедилена мачта с грузонесущим органом, связанным с приводом грузовым канатом, образующим полиспаст, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью снижения металлоемкости и потребляемой мощности, он оснащен размещенной у основания мачты вертикальной рамой, на которой с возможностью перемещения установлена тележка и полиспаст, состоящий из неподвижной и подвижной относительно боковых стоек рамы обойм, причем на подвижной обойме полиспаста установлен барабан с тормозом, а в нижней части рамы - упоры для фиксации тележки.
2. Подъемник no n.1, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью обеспечения возможности выполнения монтажа мачты без перепасовки каната, неподвижная обойма полиспаста прикреплена к низу рамы при помощи раэымного соединения.
Источники информации, принятые во внимание при .экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке У 2696548,кл.В 66 В 9/18, 1979 (прототип) .