Антифрикционный материал

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е 945261

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. с вид-ву

{22) Заявлено 29.12. 80 (21) 3224865/28-12 (51) М. Кл. с присоединением заявки М (23) Приоритет

D 03 D 13/00

D 03 D 15/02

9кударстекмкый кеммтет

СССР ао делам мзевретеммЯ м открытка

Опубликовано 23.07.82. Бюллетень №27 (53) УДК 677.6 (088. 8) Дата опубликования описания 23.07. 82 (72) Авторь| изобретения

В.К.Бондаренко, В,Г.Савельев и Н.П.Маляр

Специальное конструкторско-технологическое с опытным производством стеклопластиков ин механики AH Украинской CCP (?1) Заявитель (54) АНТИФРИЩИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Изобретение относится к машино" строению и может быть использовано в узлах трения механизмов и машин, работающих без смазки, а также работающих в агрессивной среде.

Известен каркасный антифрикционный материал на основе фторопласта, применяемый в узлах трения, работающих без смазки.

В этом материале каркас выполнен из спеченных шариков. Воздушные промежутки между шариками заполнены фторопластом или его композицией, например с дисульфидом молибдена, причем фторопласт выступает за преде" 5 лы каркаса, образуя поверхностный слой (1 ).

Недостатком этого материала является трудность заполнения межкаркасного пространства фторопластом зо вследствие малого размера пор и невысокой текучести фторопласта. При нарушении поверхностного слоя фторопласта, которое может возникнуть в процессе эксплуатации узла трения, включающего фрикционную пару металлантифрикционный материал, и возникновении нежелательного контакта металл-металл, резкое повышение температуры в этой зоне может вызвать не выход фторопласта, имеющего высокий термический коэффициент расширения, из пор каркаса на поверхность трения, что необходимо для замечивания образовавшегося разрушения поверхностью слоя фторопласта, а напротив, его миграцию из зоны трения в поры, где плотность фторопласта ниже, что не только снижает антифрикционные свойства материала, но и приводит к заеданию.

Другим недостатком известного материала является ограниченный отвод тепла из зоны трения, так как передача тепла между смежными шариками каркаса осуществляется через точечные контакты между ними, а находящийся в порах фторопласт имеет низкую

945261 теплопроводность. Кроме того, каркасная система шариков обуславливает изотропность свойств каркаса, в то время как антифрикционный материал должен передавать тепло направлению, обеспечивая его отвод из зоны трения в направлении, нормальном к поверхности трения.

Известен также антифрикционный материал, выполненный на основе фторо" пласта или его композиций и армированный тканью из стекловолокна и металлическими нитями (2).Недостатками этого материала являются отсутствие направленного отвода тепла из зоны трения, низкая несущая способность и износостойкость.

Целью изобретения является повы-. шение износостойкости.

29

Поставленная цель достигается тем, что в антифрикционном материале, вы- полненном на основе фторопласта или его композиции и армированном тканью иэ стекловолокна и металлическими нитями, металлические нити переплетены с нитями иэ стекловолокна армирующей ткани и выступают над тканью в виде петель, а фторопласт или его композиция представляет собой слой, заполняющий межпетельные и внутрипетельные промежутки и выступающий над петлями, На фиг. 1 изображен антифрикционный материал для облицовки поверх„з ностей трения, продольный разрез, на фиг. 2 - схема переплетения металлических нитей и нитей из стекловолокна.

Материал состоит из фторопласта о (или его композиции), заполняющего промежутки между петлями 2, образованными металлическим нитями армирую" щей ткани, которая кроме металлических включает уточные 3 и основные 4 нити из стекловолокна. Петли расположены по нормалям к плоскости ткани и к рабочей поверхности трения, Переплетение нитей в антифрикционном материале состоит иэ трех элементов: основного перекрытия, характеризующегося верхним расположением основной стеклоткани, уточного перекрытия, характеризующегося расположением сверху уточной стеклоткани и основно" го перекрытия, характеризующегося расположением сверху основной металлической нити и выполненного в виде нормально расположенной металлической петли.

Армирующую ткань получают известными способами на двухосновном ткацком станке типа AT-175-В или на лентоткацком ворсовом прутковом станке.

Одна из основ должна содержать металлические нити, другая - стекловолокно.

Материал может быть также получен методом прессования. Для этого армирующую ткань помещают в пресс-форму, засыпают порошком фторопласта и спекают в печи под давлением. Кроме того, антифрикционный материал может выпускаться в виде ленты методом экструзии, Соединение материала с поверхностью трения осуществляют склеиванием.

Предлагаемая структура антифрикционного материала дает возможность применять его для облицовки как плоских, так и цилиндрических поверхностей трения, В обоих случаях металлические петли занимают положение, нор— мальное к поверхности трения. При таком положении петли воспринимают.

1 нагрузку и являются теплоотводами в направлении действующих в узле трения сил, нормальных к поверхности трения. Наличие металлических петель, а также переплетение металлических нитей со стеклонитями повышает несущую способность материала и увеличивает теплоотвод иэ зоны трения в направлении, нормальном к поверхности трения. В случае возникновения нежелательного контакта "петля-металл" происходит нагрев петли и фторопласт из соседних межпетельных пространств и иэ"под петли выходит на поверхность контакта, восстанавливая разрушенный фторопластовый слой. Это повышает износостойкость предлагаемого антифрикционного материала. формула изобретения

Антифрикционный материал, выполненный на основе фторопласта или его композиции и армированный тканью из стекловолокна и металлическими нитями, отличающийся тем, что, с целью повышения износостойкости, металлические нити переплетены с нитями иэ стекловолокна армирующей ткани и выступают над тканью в виде петель, а фторопласт или его компоэи945261

ЙЖО/лЮГ яерЕнрытие

eewruwmm о Ущ чю мрлд,ь,д стеииоиишеи

ИИ 0CWf4 08 ;Ю Рдмги

КСЙРОЯЛ ЧЯ ц ниеси (летпя) Составитель Т.Демченко

Техред К. Мыцьо Корректор Е,Рошко

Редактор Н. Гунько

Заказ 5271/38 Тираж 439 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, R-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 5 ция представляет собой слой, заполняющий межпетельные и внутрипетельные промежутки и выступающий над петлями.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Металлополимерные материалы и иэделия. Под ред. В.А.Белог. 1979, с. 103.

2. Патент франции h" 2130775, кл. Р 03 D 15/00, 1973 (прототип) .