Глубинный датчик оборотов забойного двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

I 1 (it>945397

Союз Соеетскнх

Соцнелнстнческнк

Республнк (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 29.04.80(21) 2942694/22-03

f$))+ К т 3 с присоединением заявки №

Е 21 В 45/00

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) ПриоритетОпубликовано 230782. Бюллетень ¹ 27

Дата опубликования описания 23.07 ° 82 (33) УДК 622. 24..08(088.8) (72) Авторы изобретения

I, В.С.Басович и В.t0.Левитин (71) заявители. (54) PJfYBHHHBA ДАТЧИК ОБОРОТОВ ЗАБОЙНОГО

ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к технологи ческим средствам контроля забойных .параметров бурения нефтяных и газовых скважин.

Известно устройство для контроля скорости вращения вала турбобура— гкдротурботахометр, содержащее забойный генератор с редуктором в камере и поршневым двукклапанньж гцдроусилителем, приемную аппаратуру с датчиком давления в нагнетательной линии, фильтрами и устройством отображения информации fig .

Известен также глубинный датчик оборотов забойного двигателя, содержащий корпус, редуктор, гидроусилитель, включающий клапан и поршень(2 ).

Недостатком этого устройства является низкая надежность работы клапанного узла, особенно при бурении глубоких скважин.

Целью изобретения является повышение надежности и помехозащищенности приема информации.

Указанная цель достигается тем, что глубинный датчик оборотов забойного двигателя снабжен установ° ленным в полости редуктора диском, над которым полость редуктора сообщена с полостью корпуса, а поршень выполнен самоуплотняющимся относительно внутренней поверхности корпуса, причем седло клапана расположено в поршне.

На чертеже представлена:принципиальная схема забойного двигателя.

Устройство содержит корпус 1, гидроусилитель 2 и редуктор 3, размещенный в камере 4, в верхней.части которой имеются отверстия 5, через которые открыт доступ в камеру промывочной жидкости, полость редуктора заполнена термостойкой смазкой, плотность и вязкость которой выше параметров бурового раствора., и химически к раствору нейтральна, на границе двух сред установлен диск 6 кольцевой формы, уменьшающий площадь контактной поверхности сред и минимизирующий воэможность механического перемешивания смазки с про-. мывочной жидкостью.

Такая конструкция позволяет не только уравновешивать давление смазки в полости редуктора с давлением окружающей среды, но и выделять при работе нз смазки в промывочную жидкость газы, образующиеся под воздействием высокой температуры и

945397 давления и полностью исключить уплотгительные элементы.

Самоуплотняющийся поршень 7, с расположенным в его корпусе седлом 8 исполнительного клапана 9 гидроуси.лителя является элементом, надежно разделяющим полости над седлом и под ним при формировании гидроимпульсов, так как перепад давления при формировании сигнала лишь способствует уплотнению конструкции. 10

Устройство работает следующим образом.

Выходной вал 10 редуктора 3, связанный с валом турбобура, вращает шестерни редуктора, на выходе которого, через определенное количество обороТоВ вала турбобура, осуществляется циклическое возвратно-поступательное перемещение управляющего клапана 11 гидроусилителя с периодическим его закрытием. Этим приводится s действие исполнительный клапан гидроусили" теля, чем создаются периодические перепады давления на исполнительном клапане за счет дросселирования им 25 жидкости, проходящей через седло 8.

Гидравлические сигналы распространяются по гидравлической линии в бури" льных трубах и воспринимаются sanoверхности приемной аппаратурой. 30

Самоуплотняющийся поршень 2 с седлом 8 позволяет более просто и удобно располагать. генератор сигналов в корпусе под турбобуром, обеспечивает более надежное сцепление входного вала с валом турбобура и позволяет перемещаться генератору б вдопь оси на некоторое расстояние, чем улучшается работа генератора при вибрациях инструмента. Описываемый датчик оборотов забойного двига.теля позволяет производить контроль сКорости вращения вала забойных буровых двигателей при проводке сверхглубокой скважины при высоких давлениях и температуре на забое скважины на глубинах более 9500 м, чем обеспечивается большая эффективность бурового процесса.

Формула изобретения

Глубинный датчик оборотов забойного двигателя, содержащий корпус, редуктор, гидроусилитель, включающий .клапан и поршень, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности и помехозащищенности приема информации,.он снабжен установленным и полости редуктора диском, йад которым полость редуктоРа сообщена с Полостью корпуса, а поршень выполнен самоуплотняющимся относительно внутренней поверхности корпуса, причем седло клапана расположено в поршне.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Грачев l0.Â. и др. Автоматический контроль в скважинах при бурении и эксплуатации. М., Недра, 1968 с. 220.

2. Авторское свидетельство СССР

М 576394, кл. Е 21 В 45/00, 1974.

945397

Составитель И.Еарбачинская

Редактор А.Шишкина Техред Т. Фанта Корректор И.-Иуска

Заказ 5284/45 Тираж 623 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г, Ужгород, ул. Проектная, 4