Устройство для диагностики гидравлической системы
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз СОввтскик
Социапистическик
Республик (п)945507 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 27. 06. 80 (21) 2947396/25-06 (5! )М. Кл.
Т5 В 19/00 с присоединением заявки № (Ьаударстеенный квинтет
СССР (23} Приоритет (53) УДК621.221 (088.8) IIo делам наабретеннй и открытей
Опубликовано 23.07.82. Бюллетень № 27 !
Дата опубликования описания 23.07.82 (72) Авторы изобретения
А. С. Киреев и В. И. К (71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ
Изобретение относится к устройствам диагностики гидравлических систем, в частности к устройствам для диагностики технического состояния гидравлической системы коробки перемены передач с переключением пе5 редач без разрыва потока мощности.
Известно устройство для диагностики гадравлической системы, содержащее гидроподжимные муфты, гидросистему переключения передач и регистрирующий блок, имеющий датчик с подпружиненным поршнем, размещенным в цилиндре и подключенный к гидросистеме (1).
Недостатком такого устройства является невозможность контроля проте" . кающих процессов в переключаемых передачах и их совместной согласованности, а также невозможность го контроля величины перекрытия передач или разрыва потока мощности. Устройство подключается только к гидроаккумулятору, что не позволяет кон2 тролировать рабочий процесс во включаемой передаче.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей системы диагностики .
Указанная цель достигается тем, что регистрирующий блок снабжен системой сигнализации, шкалой с подвижным контактом вторым датчиком, поршни обоих датчиков имеют штоки с контактами, на концах соединенные с системой сигнализации, а шкала установлена со стороны штоковой полости; причем регистрирующий блок сообщен непосредственно с гидроподжимными муфтами.
На фиг. 1 схематически изображено предлагаемое устройство для диагно" стики гидросистемы, на фиг. 2 - кривые изменения давления жидкости в гидроцилиндрах при переключении передач.
Устройство для диагностики содержит гидроподжимные муфты 1 и 2, гид945507
3 росистему 3 переключения передач, включающую клапан 4 управления, аккумулятор 5 и маслораспределитель 6, систему 7 сигнализации и регистрируаций блок 5, подключенный непосредственно к гидроподжимым муфтам
1 и2.
Регистрирукщий блок 8 состоит из корпуса 9 с двумя цилиндрами 10 и
l1 с подпружиненными с одной сторо- 1ц ны поршнями 12 и 13, которые соединены штоками 14 и 15, имеющими на концах контакты. Корпус 9 соединен со шкалой 16, .на которой нанесены тарированные метки, показывающие дав- !5 ление в гидросистеме. На шкале 16 имеется подвижный контакт 17.
Устройство работает следующим об разом.
В установившемся режиме гидросистемы коробки перемены передач, давления в гидроподжимной муфте 1, включенной передаче, в гидроаккумуляторе 5 и в цилиндре 11 устройства характеризуется номинальным значением и поршень 12 под действием давления находится в правом крайнем положении, сжав при этом пружину. Контакт штока 14,показывает на шкале значение давления в системе. Поршень 13 цилиндра 10 устройства находится ° вследствие отсутствия давления в исходном левом крайнем положении под действием усилия пружины.
"ри переключении передач (Фи ° 1) 55 жидкость от гидронасоса через маслораспределитель 4 поступает в гид- ° роподжимную муфту 2, и в цилиндр
10 регистрирующего блока 8. Жидкость под действием усилия сжатых пружин из гидроподжимной муфты 1 и цилиндра 11 поступает на слив. Одновременно клапан управления 4 обеспечивает слив жидкости из гидроаккуиу" лятора 5. Вследствие повышения давле45 ния в цилиндре 10 и понижения в цилиндре 11 поршни 12 и 13. перемеща" ются в полостях цилиндров, одновре" менно перемещая по шкале !6 штоки .14 и 15 с контактами на концах.
Контакты при движении навстречу друг другу встречаются в определенном месте шкалы 16 в зависимости от характера изменения давления жидко« сти в гидроподжимных муфтах 1 и 2 переключаемых передач.
Процесс изменения давления жид" кости во включаемой (Pgj гидроподф жимной муфте (ГМ) 2 и выключаемой (Р ) ГМ 1 характеризуется кривыми, изображенными на фиг. 2, где отрезок оа - характеризующий .установившийся режим работы гидросистемы, отрезок аЬ - повышение давления в
ГМ 2 включаемой передачи при неподвижном поршне, отрезок Ьс - повышение давления при перемещении поршня; отрезок cd - повышение давления .при сжатии фрикционных дисков, т.е. происходит передача крутящего момента включаемой передачей; отрезок deповышение давления при зарядке гидроаккумулятора; отрезок ef - повышение давления в гидросистеме до номинального значения (давление срабатывания перепускного клапана).
Изменение давления ГМ 1 выключаемой передачи может характеризоваться различными кривыми в зависимости от технического состояния узлов гидросистемы (кривые 4, Ь, К, е ,(У а,b,k,å,а,b,К,ел,иа,К, е! ) . Кривая ал Ьл Е е л характеризует нормальный процесс переключения передан, где: отрезок а1 b характеризует падение давления в гидросистеме в начальный период при установке маслораспределителя в положение включения ГМ 2 и выключения ГМ 1.
В этот момент с помощью маслораспределителя 6 ГМ 1 соединяется со сливной магистралью и от него отключается гидронасос.
Отрезок ЬЛ Q характеризует процесс постепенного падения давления в выключаемой ГМ, соответствующий жесткости сжатой пружины гидроаккумулятора, а также сопротивления сливной магистрали, отрезок k t õàл л рактеризует резкое падение давления в ГМ 1 при срабауывании клапана управления 4 и отключении гидроаккумулятора от выключаемой ГМ 1 и подключение его к нагнетательной магистрали включаемой ГМ 2.
Процесс переключения передачи характеризуется безраэрывностью потока мощности, которая определяется величиной перекрытия передач Atвременем от начала сжатия фрикционных дисков (точка С) до начала резкого падения давления в выключаемой ГМ. (точка Кл).
Величина перекрытия передач может иметь положительное . и отрицательное значение. Отрицательное значение перекрытия передач характеризует раз9455
Формула изобретения
5 фыв мотка мощности и указывает на неисправность узлов гидросистемы Ьй Д, Положительное значение величины перекрытия передач может иметь номинальное значение (ht;>) и увеличен- S ное значение (Ь.1„), при котором длительность перекрйтия превышает номинальное значение и приводит к быстрому износу или поломке деталей коробки передач. 1О
Увеличенное значение длительности перекрытия передач (Му) получается при заклинивании и заедании клапана 4 управления (кривая а Ь2 1 }.
Разрыв потока мощности (АССР) полу-15 чается при износе отверстия под клапаны 4 управления и при гидравлическом ударе, когда происходит преждевременное срабатывание клапана и управления и отключение гидроаккумулятора от выключаемой ГИ. (Кривая а. b+k<7<).
При заклинивании поршня гидроаккумулятора 5 происходит быстрое падение давления в выключаемой передаче (пунктирная кривая а k„t <} что вызывает увеличенную длительность разрыва потока мощности.
Таким образом, по величине перекрытия передач судят о техническом состоянии узлов гидросистемы.
При включаемой передаче характер изменения давления (кривая abcdef) практически остается неизменным и уровень давления в точке С (начало
35 передачи крутящего момента) также остается постоянным. Длительность перекрытия зависит от расположения точек пересечения кривых P и Р (точK2 . KÚ K4) характеризуемых
1 уровнем давления в этих точках (P, Ф с у ., у 7
При переключении передач и определенном положении подвижного контак07 6 та 17 (фиг. 1) на шкале 16 контакты на штоках 14 и 15 встречаются на контакте 17, замыкают цепь, и при этом срабатывает система сигнализации 7. Положение контакта 17 на шкале определяет уровень давления в точке пересечения :кривых Р и Р а.следовательно, и величину перекры" тйя передач.
Определение величины перекрытия передач, а также определение параметров рабочего процесса в гидроци" линдрах переключаемых передач с помощью предлагаемого устройства позволит повысить точность диагностирования, увеличить ресурс коробки передач и получить за счет этого экономический эффект.
Устройство для диагностики гидравлической системы, содержащее гидро- поджимные муфты, гидросистему переключения передач и регистрирующий блок, имеющий датчик с подпружиненным поршнем, размещенным в цилиндре, о т л и ч а ю щ е е с:я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, регистрирующий блок снабжен системой сигнализации, шкалой с подвижным контактом, вторым датчиком, поршни обоих датчиков имеют штоки с контактами, на концах соединенные с системой сигнализации, а шкала установлена со стороны
ытоковой полости, причем регистрирующий блок сообщен непосредственно с гидроподжимными муфтами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР и 663901, кл. F 15 В 19/00, 1977.
945507
Фив. Г
Составитель И.Орлин
Редактор А.Шандор Техред А. Бабинец Корректор У. Пономаренко
Заказ 529 /50 . Тираж 735 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 ипиал ППП Патент, г. жгород, ул. Проектная,