Планетарный редуктор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социапистичвсиих

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дояолнительное к авт. свив-ву (22) Заявлено 03. 05..79 (21) 2760434/25-28 (51) у(. (д.

F 16 Н 57/04 с присоединением заявки М 2814477/25-28 (23) Приоритет

3Ьеуйерстеакный комитет

СССР ае делам «заеретеккк к открытий

Опубликовано 23.07.82. бюллетень №27 (53) УДК 62-72 (088.8) Дата опубликования описания 25. 07.82 (72) Авторы изобретения

В.Г. Небогин и В.Т. Преженцев (71) Заявитель (54) ПЛАНЕТАРНЫЙ РЕДУКТОР

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах, эксплуатируемых в условиях вакуума и отрицательных температур.

Известен планетарный редуктор, использующий ротапринтный способ смазки, содержащий корпус, входной вал, центральные зубчатые колеса наруж" ного и внутреннего зацепления и вза- „, имодействующие с ними сателлиты, одни из которых являются твердосмазочными элементами и чередуются с металлическими сателлитами в плоскости вращения колес 1).

t5

Недостатками редуктора являются конструктивная сложность и низкая долговечность, вызванная наличием половины сателлитов выполненных из антифрикционного материала, не несу- 20 щих нагрузки, что повышает удельные нагрузки в зацеплениях в два раза по сравнению со случаем выполнения всего числа сателлитов стальными.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является планетарный редуктор, содержащий кдрпус, входной вал, центральные зубчатые колеса с наружными и внутренними зубьями, взаимодействующие с ними многовенцовые сателлиты, установленные на опорных кольцах и твердосмазочные элементы, при этом твердосмазочные элементы выполнены в виде спиралей, расположенных в пазах центрального зубчатого колеса (2 3.

Недостаток такой системы смазки заключается в том, что он может быть использован только для смазки венца сателлита, взаимодействующего с центральным колесом наружного зацепления.

Целью изобретения является улучшение условий смазки: обеспечение смазкой крайних венцов сателлитов и ° регулирование толщины наносимого слоя .смазки в зависимости от передаваемой нагрузки.

3 94553

Поставленная цель достигается тем, что планетарный редуктор снабжен-дополнительными твердосмазочными элементами, выполненными в виде зубчатых колес, взаимодействующих с крайними венцами сателлитов, и механизмами подтормаживания, каждый из которых включает втулку, соосно установленную на входном валу, и пружину, взаимодействующую с твердосмазочным эле- в ментом.

При этом втулку жестко связывают с опорным кольцом, а соответствующий твердосмазочный элемент поворотно .устанавливают на ней и поджимают к опорному кольцу пружиной.

Кроме того в корпусе выполняют отверстия, в подвижном колесе внутреннего зацепления - профильные пазы, каждый механизм подтормаживания снабжают двуплечим рычагом, один конец которого проходит через одно из отверстий в корпусе и взаимодействует с соответствующим профильным пазом, а другой его конец шарнирно свя- 5 зан с втулкой, охваченной твердосмазочным элементом, между которым и рычагом размещают пружину.

На фиг. 1 представлен редуктор,, продольный разрез первого варианта; на фиг. 2 - редуктор, продольный раз. рез второго варианта.

Планетарный редуктор (фиг, 1 и 2) содержит корпус 1, входной вал 2, центральное зубчатое колесо 3 с наружными зубьями и центральные зубчатые колеса 4-6 с внутренними зубьями.

Зубчатые колеса 5 и б заторможены относительно корпуса 1.

Каждый сателлит имеет венцы 7-9.

Сателлиты установлены на опорных коль. цах 10 и !1. Колесо с наружными зубьями 3 имеет пазы, в которых установлен твердосмазочный элемент, выполненный в виде спирали (не показан) и поджимаемый пружиной 12 (фиг. 2) к одному из профилей зубчатых венцов 7 сателлитовв.

Дополнительные твердосмазочные элементы, выполненные в виде зубчатых колес 13 и 14, взаимодействуют с край-50 ними венцами 8 и 9 сателлитов. Каждый дополнительный твердосмазочный элемент имеет механизм подтормаживания.

Механизм подтормаживания (фиг. 1) колеса 13 включает втулку 15, соосно установленную на входном валу 2 и жестко связанную с опорным кольцом

7 4

10, и пружину 16, колесо 13 которой поджато к опорному кольцу 10. Механизм подтормаживания колеса 14, соответственно, включает втулку 17 и пружину 18. Колеса 13 и 14 поворотно установлены на втулках 15 и 17. Для обеспечения кинематической связи центрального колеса 4 с внутренними зубьями зубчатых колес 13 и 14 механизмы подтормаживания снабжены(фиг.2) двуплечими рычагами 19 и 20.

В корпусе 1 выполнены отверстия

21 и 22, а в центральном колесе 4профильные пазы 23 и 24, Двуплечий рычаг 19 установлен в корпусе 1 на оси 25 и .на одном конце несет шарикоподшипник 26. Один конец двуплечего рычага 19, через отверстие 21 и корпусе 1, взаимодействует через шарикоподшипник 26 с пазом 23. Другой конец рычага шарнирно связан с втулкой 15.

Зубчатое колесо 13 установлено на втулке 15 с возможностью перемещения и поворота относительно послеДней. Пружина 16 установлена между рычагом 19 и колесом 13. Двуплечий рычаг 29 установлен на оси 27 в корпусе 1 и через отверстие 22 в нем взаимодействует одним концом через шарикоподшипник 28 с пазом 24, а другим концом шарнирно связан с втулкой 17. Пружина 18 размещена между рычагом 20 и колесом 14.

Планетарный редуктор работает следующим образом.

При повороте центрального колеса

3 поворачиваются входящие в зацепление с ним сателлиты, которые, обкатываясь по центральным колесам 5 и 6, вызывают поворот колеса 4 вокруг своей оси. При вращении сателлитов (фиг. 1) вращаются опорные кольца 10 и 11., угловая скорость которых меньше угловой скорости твердосмазочных элементов. Последние, находясь в подпружиненном контакте с соответствующим опорным кольцом, постоянно притормаживаются и прижимаются к одному профилю зуба сателлита с усилием, достаточным для нанесения смазки на последний.

При изменении направления вращения автоматически обеспечивается нанесение смазки на другой профиль зуба.

При кинематической связи центрального колеса 4 с твердосмазочными элементами двуплечими рычагами

945537

Формула изобретения

19 и 20 (фиг. 2) концы последних взаимодействуют с профильными nasaми 23 и 24 и совершают возвратнопоступательное движение, а другие концы .рычагов, перемещаясь, вызы" вают перемещение втулок 15 и 17 и через пружины 16 и 18 обеспечивают изменения сил поджатия твердо-сма-зочных элементов.

Это позволяет регулировать тол- to щину слоя смазочного покрытия, наносимого на профили зубчатых венцов, и повысить надежность и долговечность редуктора.

1. Планетарный редуктор, содержащий корпус, входной вал, центральные зубчатые колеса с наружными и внутренними зубьями, взаимодействующие с ними многовенцовые сателлиты, установленные на опорных кольцах, и твердосмазочные.элементы, о т л ич а ю шийся тем, что с цепью улучшениф условий смазки редуктора, оН снабжен дополнительными твердо" . смазочными элементами, выполненными в виде зубчатых колес, взаимодействующих с крайними венцами сателли6 тов, и маханиэмами подтормаживания, каждый из которых включает втулку, соосно установленную на входном валу, и пружину, взаимодействующую с твердосмазачным элементом.

2. Редуктор по и. 1, о т л ич а ю шийся тем, что втулка жест ко связана с опорным кольцом, а соответствующий твердосмазочный элемент поворотно установлен на ней и поджат к опорному кольцу пружиной;

3. Редуктор по и. 1, о т л ич а ю шийся тем, что в корпусе выполнены отверстия,в подвижном коле" се внутреннего зацепления - профильные пазы, каждый механизм подтормаживания снабжен двуплечим рычагам., один конец которого проходит через одно из отверстий в корпусе и взаимодействует с соответствующим профильным пазом, а другой его конец шарнирно связан с втулкой,, охваченной твердо-. смазочным элементом, между которым и рычагом размещена пружина.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Н 6М 218, кл. F 16 Н 57/0<> 1977 °

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2712167/25-28, кл. F 16 Н 57/04, 1978 (прототип).

) 945537 Риа2

Составитель Г. Кузнецова

Редактор А. Шандор Техред С.Иигунова

Корректор Л. Бокшан

Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Pàóøñêàÿ наб., д. 4/5

Заказ 5299/52 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4