Способ определения положения оси вращения ротора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Соцнапнстнческни . Респубпнк

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCNOMY СВИДатИЛЬСтВХ >945694

1 .«ъ (61) Дополнительное к акт. саид-ву (22) 3a wrewo 03. 07. 79 (21) 2789614/25-28 (5! )М. Кл. с присоединением заявки,1Й (23)ПриоритетфкудауетвееЖ квинтет

СССР ю дааам кзебрвтвккй и втврыткй

G 01 М 1/12

ОпУбликовано 23. 0У. 82. Бюллетень РР, 2у (5 ) УЛ К 620.1..05:531,24 (088.8) Лата опубликования описания 23.0ó 82 (72) Автори изобретения

В.И.Порубаймех и А.И.Дегтярев ,Ц

If с "", ..-..А 3 «1 j »

TE:C..,1" ;,,::,,7 Г,Г/ 3т ".Ъ

5@Д@ ТР;д (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ОСИ

ВРАЩЕНИЯ РОТОРА

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано, например, для определения оси вращения платформы центробежной машины при измерении величины перегрузки, действующей на испытуемое изделие, установленное на вращающейся платформе.

Известен способ определения положения оси вращения ротора, заключающийся .в том, что устанавливают ротор на шпиндель, вращающийся в опорах, и определяют положение оси вращения ротора по положению оси вращения шпинделя Г1.1.

Недостатком способа является необходимость установки измеряемого ротора на дополнительный шпиндель,что снижает точность определения оси вращения ротора. го

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ определения положения оси вращения ротора, зключающийся в том, что с помощью датчика перегрузок измеряют линейные перегрузки при вращении ротора и по их значению судят о положении оси вращения. Этот способ применяется в роторах типа центрифуг, предназначенных для испытаний имитирующих воздействие линейных перегрузок на испытуемое изделие, и состоящих из платформы и шпинделя (21.

Недостатком способа является то, что при испытаниях допускается значительная погрешность в определении координат оси вращения, а следовательно, вносится погрешность в опре- деление величины перегрузки, действующей на испытуемый ротор. Указанная погрешность обусловлена наличием зазоров в месте соединения платформы со шпинделем, что приводит к отклонению оси вращения платформы от положения оси шпинделя и затрудняет определение координат действительной оси вращения.

945694 4 двигатель 6, который вращает ходовой винт 5, перемещая датчик перегрузок 4 в радиальном направлении по ре платформе 1. Меняя полярность питат $ ния -электродвигателя 6, изменяется направление вращения ходового винта

5 и, тем самым, изменяется направле-. ние перемещения датчика 4 перегрузок, При этом контроль сигнала датчика пе10 регрузок осуществляется по измерительному прибору 7. Уменьшение уровня сигнала свидетельствует о том, во что датчик перегрузок приближается е- к действительной оси вращения плат1$ формы и наоборот. При достижении уровня сигнала датчика 4 перегрузок, соответствующего нулевой перегрузке, . ол" его перемещение прекращают и останавливают вращение платформы 1. При

3Q этом место нахождения центра массы его груза чувствительного элемента датчи. ка 4 перегрузок соответствует. положению оси вращения платформы.

Применение описанного способа позволяет с высокой точностью находить положение действительной оси вращения платформы, а следовательно и величину перегрузок, действующих на испытуемое иэделие.

Цель изобретения - повышение точности измерения.

Эта цель достигается тем, что устанавливают в геометрическом цент ротора датчик перегрузок, перемещаю при вращении ротора датчик перегру.зок в плоскости, перпендикулярной оси вращения, до достижения нулевых . показаний и по месту нахождения центра масс груза чувствительного элемента датчика судят о положении оси вращения роторЬ.

На чертеже представлено устройст для реализации данного способа прим нительно к испытаниям, имитирующим воздействие линейных перегрузок на испытуемый ротор.

В геометрической оси ротора, вып ненного в виде платформы 1, имеющей возможность вращения вокруг вертикальной оси, шпинделя 2 и связывающ

1их шарнирного механизма 3, устанавливают датчик 4 перегрузок таким об Разом, чтобы его ось чувствительнос оыла направлена по радиусу платформ

1. Датчик 4 перегрузок имеет возмож ность перемещаться по радиусу платФормы в обоих направлениях путем вр щения ходового винта 5 от электродвигателя 6. Сигналы датчика 4 перегрузок регистрируются измерительным прибором 7.

Сущность способа заключается в том, что в геометрическом центре вращающе-. гася ротора предварительно устанавливают датчик перегрузок, чувствитель ная ось которого направлена по радиусу платформы, приводят ротор во вращение и, перемещая датчик перегрузок в плоскости, перпендикулярной оси врацения ротора, .добиваются сигна. ла датчика, соответствующего нулевой перегрузке, после чего вращение пре" кращают и положение действительной оси вращения ротора определяют по мес-, 4S ту нахождения центра массы груза чувствительного элемента датчика перегрузок, отмеченного на датчике меткой.

Способ осуществляется следующим

50 образом.

С помощью электродвигателя 6 приводят во вращение шпиндель 2 с платформой 1 и закрепленным на ней в геометрическом центре датчиком 4 перегрузок. После вывода платформы на

5$ обороты подают напряжение на электроI

Формула изобретения

Способ определения положения оси вращения ротора, заключающийся в том, что с помощью датчика перегрузок измеряют линейные перегрузки при враще-. нии ротора и по их величине судят о положении оси вращения, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения точности измерения, устанавливают в геометрическом центре ротора датчик перегрузок, перемещают при вращении ротора датчик перегрузок в плоскости, перпендикулярной оси вращения, до достижения нулевых показаний и по месту нахождения центра масс груза чувствительного эпемента датчика судят о положении оси вращения ротора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство CCCP

0 303288; кл, 6 01 И 1/12, 1970.

2. Савельев И.В. Курс общей физики.

И., "Наука", 1970, т. 1., с. 162- 166 (прототип).

945694

Составитель В.Баранов

Техред С.Харитончик Корректор О.Билак

Редактор Н.Лазаренко

Филиал ППП "Патент", г..ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 5318/60 Тираж 887 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5