Патент ссср 94599

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

.Класс 42с, 321 № 94599

СССР

М4. аС! !В5И ЛМ

1 K 1ÉÎ 1 ЕХА

Д1-1И АНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

И. Е. Байер

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ УС3 РАНЕНИЯ И СПИСЫВАНИЯ

ДЕВИАЦИИ АВИАЦИОННЪ|Х КОМПАСОВ

Заявлено 21 июля 1950 г, за Х 431872 в Гостехникч СССР

Опубликовано в «Бюллетене . зобретений и товар ых знаков» М 19 за 1964 г.

Известные приспособления для устранения и списывания девиации авиационных компасов без пользования земными ориентирами позволяют устранять и списывать девиацию только при наблюдении удаленных ориентиров посредством визира.

В предложенном приспособлении списывание девиации выполняется без пользования земными ориентирами, т. е. девиация может устраняться независимо от метереологических условий.

На фиг. 1 показан продольный разрез приспособления; на фиг. 2— вид нижней части приспособления в плане.

На неподвижном основании 1 установлен поворотный круг 2, могущий стопориться рукоятксй 3. На этом круге также поворотно насажено кольцо 1, на котором с одной стороны укреплена шаровая тяга 5, а с другой — подвижный индекс б со стрелкой 7 и стопорным винтом

8. Сверху на поворотном круге укреплен лимб 9. Он разбит на 360 и имеет крупные метки через каждые 15 . На верхней плоскости поворотного круга через каждый 15 просверлены отверстия 10, в которые может входить стопор 11.

Шаровая тяга 5 связана с телескопической тягой 12 зажимным устройством 18. Шарнирная головка 14 ыа другом конце телескопической трубы входит в вилку 15. жестко соединенная с вилкой струбцина

16 прикрепляется к любому удобному месту на самолете возможно ближе к его колесу.

На верхыей стороне вилки расположен компенсационный лимб 17.

С вилкой жестко связан валик 18. На валик насажена коническая шестерня 19, находящаяся в зацеплении с шестерней 20 на конце телескопического валика 21. Через конические шестерни 22 и 28 вращение ва¹ 94599 лика передается стрелке 24, которая установлена на поворотном фик-саторе 25 и может отключаться от шестерни 28 ручкой 26.

Изменение длины радиуса вращения самолета вызывает поворот самолета относительно телескопической тяги. Этот поворот не отражается на лимбе 9, но угол поворота можно отсчитать на компенсационном лимбе 17 и просуммировать его с углом поворота стрелки на подвиж IoM индексе.

Механизм, состоящий из телескопического валика 21 и конических шестерен 19, 20, 22 и 28, предназначен для автоматического суммирования углов поворота относительно лимбов 9 и 17. Дополнительный поворот самолета относительно тяги 12, не отражаемый стрелкой 7,автоматически переносится на центральную часть поворотного круга путем соответствующего перемещения стрелки 24 в противоположном направлении. Таким образом, совмещение осей стрелок 7 и 24 свидетельствует о достижении самолетом заданного направления относительно магнитного меридиана без каких-либо дополнительных наблюдений и подсчетов.

Если, например, необходимо развернуть самолет на 15, то поворотный фиксатор 25 закрепляется стопором 11, введенным в отверстие

10, расположенное под углом 15", а стрелка 24 устанавливается соответственно этому направлению.

Исходным положением подвижного индекса 6 и стрелки 7 является нулевое деление лимба. Если вращение происходит с постоянным радиусом, то магнитный курс самолета 15 будет соответствовать положению, когда стрелка 7 пройдет 15 по лимбу 9, а ось самолета совпадет при этом с осью стрелки 24, которая все время остается неподвижной. Совмещение стрелок происходит на радиусе, проходящем через

От в ер сти е 10.

Фактически вращение самолета всегда происходит с изменяющимся радиусом. Если телескопическая тяга 12 при этом укорачивается, то это немедленно вызывает угловое смещение головки 14 и вилки 15, причем риски на лимбе 17 и на тяге 12 расходятся. При расхождении

5 вместе с лимбом 17 на эти же 5 поворачиваются конические шестерня, которые повертывают на такой же угол против часовой стрелки, т. е. на угол минус 5 сгрелку 24. В этом случае стрелки совмещаются тогда, когда их оси проходят по радиусу уже не 15, а 10 .

Установка самолета на тот или иной магнитный курс заключается в его вращении и наблюдении за совмещением стрелок 7 и 24, что не вызывает никаких затруднений для девиаторов.

При вращении самолета строго по кругу коническая шестерня 22. катится по шестерне 28, которая, в свою очередь, вращается вокруг своей оси. Это вращение пе должно передаваться шестерне 20. В то же время при дополнительном вращении самолета относительно вилки, вращение шестерни 20 вокруг своей оси должно передаваться шестерням 22, 28 и стрелке 24. Такая селективность движения обеспечивается включением червячного дифференциала 27.

Г1еред установкой на девиационной площадке наносят две постоян11ые полосьl параллельно магнит110му меридиану: Одну для наката носового колеса, другую для наката основного колеса (правого) . Этими полосами определяется исходное положение самолета, установленного своей продольной осью параллельно магнитному меридиану. ,Г1риспособление устанавливают на расстоянии двух-трех метров от полосы для основного колеса, после чего верхнюю площадку поворотного круга 2 выверяют по уровню, отвертывают рукоятку 8 и винт 8 к вращением поворотного круга добиваются совпадения нулевого деления № 94599 лимба 9 с южным полюсом магнитной стрелки компаса 28. Затем стопорят поворотный круг и затормаживают стрелку компаса.

Самолет выкатывают на исходное положение с таким расчетом, чтобы место крепления струбцины на нем находилось примерно против центра поворотного круга. Тогда струбцину закрепляют на самолете, а телескопическую тягу — на шаровой тяге 5. Стрелку 7 подвижного индекса устанавливают на нулевое деление лимба 9 и застопоривают индекс 6 винтом 8. Лимб 17 поворачивают до тех пор, пока его нулевая риска не совпадет с риской па тяге около лимба. В этом положении его закрепляют.

Ручкой 2б выводят стрелку 24 пз зацепления с валиком конической шестерни 28 и совмещают ее со стрелкой 7, после чего ручку отпускают.

Поворотный круг 2 застопоривают. Поворотный фиксатор 25 ставят на первый румб, т. е. на отверстие-10, расположенное под углом 15 относительно лимба. С этой целью нажимают на ручку 29, причем стопор

11 выходит из отверстия, соответствующего О . Ручку поворачивают по часовой стрелке до тех пор, пока стопор не войдет в отверстие 10.

Аналогично устанавливается поворотный фиксатор и на последующие румбы.

По команде девиатора, стоящего около приспособления, самолет буксируют вокруг него по часовой стрелке трактором. Водитель трактора следит за сигналами девиатора, наблюдающего за стрелками 7 и

24. В момент совпадения ссей стрелок девиатор дает команду остановить самолет. Совпадение стрелок свидетельствует об установке самолета на заданный курс, тогда штурман, устраняющий или списывающий девиацию в кабине самолета, может приступить к своей работе. Об окончании работы штурман сообщает девиатору, который подает команду для установки самолета i13 следующий магнитный курс.

Предмет изобретения

1. Приспособление для устранения и списывания девиации авиационных компасов, отличающееся тем, что, с целью списывания дсвиации без пользования земными ориентирами, oiio выполнено в виде поворотного круга с поворотным фиксатором, который скрепляется с самолетом телескопической тягой.

2. Приспособление по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я применением компенсатора изменения длины радиуса вращения самолета. № 94599

Редактор И. Г. Копылова Текред Л, К. Ткаченко

Корректор Г. Е. Опарина

Поди. к печ. 17/\ 1!1 — 64 г. Формат бум. 70Х108 />z Объем 035 изд. л.

Зак. 1879/!7 Тираж 200 11ена 5 коп.

ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2