Способ восстановления зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Респубпнк
ОП КСАН ИЕ
И306РЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 946758 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 20. 03. 80 (21) 2897048/27-25 с присоединением заявки №(23) П рнорнтет
Опубликовано 30. 07. 82. Бюллетень № 28
Яата опубликования описания 30.07.82 (51)М. Кл.
В 21 Н 5/00
9Ьеударствскхый комитет
СССР вю делам взебретекик
N открытки (53) УДК 621. 771.
° 29 (088. 8) О.И.Кузьменков, И.П.Бирюков,. Ф.ф.Кара анов, ;.
А.А.Сверчков и В.М.Полынский j. .;.„, l
Институт проблем надежности и долговечности .машин
AH Белорусской ССР (72) Авторы изобретения (7! ) Заявитель (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Изобретение относится к обработке металлов давлением и .может быть использовано при восстановлении профилей изношенных зубьев конических зубчатых колес.
Известен способ восстановления зубчатых колес, согласно которому на предварительно утоненный зубчатый венец напрессовывают пол>ю цилиндрическую обечайку (lj.
Недостатком данного способа яв. ляется йевоэможность восстановления конических колес и технологические, сложности, возникающие при обработ. ке колес малого модуля:Наиболее близким к предлагаемому является способ восстановления зубьев зубчатых колес, ко торый предусматривает нагрев зубчатого колеса и последующую обкатку зубьев деформирующим валком с одновременной подачей межд1 с
2 зубчатым колесом и деформирующим валком дополнительного материала ( в виде ленты 2 1.
Недостатком данного способа является то, что он не обеспечивает прочного сцепления дополнительного материала с восстанавливаемым зубчатым колесом. Кроме того, вследствие неравного износа зубьев восстанав1О ливаемых деталей проката ленты с одним и тем же усилием не может обес,печить равнопрочного сцепления ленты с профилем изношенных зубьев, в
15 результате накатанный слой имеет различные физико-механические свойства, что существенно снижает прочностные и в целом качественные показатели восстановленного колеса.
Цель изобретения — повышение качества обрабатываемых колес и расширение номенклатуры обрабатываемых изделий.
946758 опорный торец у шестерни устанавливают диск толщиной 0,1N = 0,8 мм, О 4тй= 3 2 мм и О 25т и = 2 О мм а затем присоединяют укаэанный диск точечной сваркой и обкатывают зубчатым накатным инструментом на станке 528.
Величина осевой подачи инструмени та - 1,5 мм/мин. ед 1е Таким образом, в результате реалит зации приведенных операций восстанавленный зубчатый венец ничем не
1- отличается от аналогичного венца нового колеса, имеет однородную однослойную структуру с требуемыми физико-механическими свойствами.
Использование предлагаемого способа по сравнению с известным обеспечит повышение начества, прочностных свойств обрабатываемого зубчатого колеса, а также расширение номенклатуры восстанавливаемых колес.
Формула изобретения
Поставленная цель достигается тем, что е способе восстановления зубчатых колес, при котором зубчатое колесо, соединенное с дополнительным материалом, деформируют обкаткой профилированным инструментом, в качестве дополнительного материала используют диск с диаметром равным диаметру торцовой поверхност обрабатываемого колеса, который пер деформированием неразъемно соединяю с торцом обрабатываемого колеса.
Толщину диска выбирают равной О, 0,4 модуля колеса.
После деформирования колесо подвергают механической обработке.
На чертеже показана схема осущест вления предлагаемого способа.
К торцовой части обрабатываемого зубчатого колеса 1, например, конического,прикладывают дополнительный материал в виде диска 2 с диаметром равным диаметру торцовой поверхности. Диск и зубчатое колесо жестко соединяют, например посредством точечной сварки и устанавливают в патрон эубопрокатного станка, на котором производится пластическое деформирование, обкатывание профилей зубьев зубчатым канатником 3 с ребордами
4 и синхронизацией вращения (не показано) . После того, как профиль зубьев сформирован, производят меха ническую обработку восстановленного колеса по типовому технологическому процессу.
Толщину диска Д выбирали е пределах (0,1-0;4)rn
При выборе Д с 0,1Ю в 70-80 I по1являлись "чернотй" на боковых поверхностях зубьев при их чистовой зубо- 1 обработке. При д r 0,4И часто имело место перевыполнение зубопрокатного калибра е процессе прокатки и искажение их форм.
Способ осуществляют следующим образом.
Восстанавливаемая ведомая коническая шестерня главной пары заднего моста автомобиля ГАЗ-51 2 = 10, тп= 8,0169, aL = 20, p-- 33 37О Наружный диаметр 323 MM ширина венца
42+1,5.
Изношенное колесо устанавливают на позицию обработки, нагревают в течение 60с до температуры 1050 С и на а
1. Способ восстановления зубчатых колес, при котором зубчатое колесо, соединенное с дополнительным материалом, деформируют обкаткой профилированным инструментом, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения качества и расширения номенклатуры обрабатываемых изделий, е качестве дополнительного материала
35 используют диск с диаметром, равным диаметру торцовой поверхности обрабатываемого колеса, который перед деформированием неразъемно соединяют с торцом обрабатываемого колеса.
4С
2. Способ по и.1, о т л и ч а юшийся тем, что, толщину диска выбирают равной 0,1-0,4 модуля колеса.
3. Способ по п.1, о т л и ч а ю
45 щ и и с я тем, что после деформирования колесо подвергают механической обработке.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Авторское свидетельство СССР, и 722642 кл. В 21 Н 5/00, 26.01.77.
2. Авторское свидетельство СССР
N 490543, кл. В 21 H 5/00, 22.02.74 (прототип).
946758
Составитель M.Mèãà÷åâà
Редактор Ю.Середа Техред А. Бабинец Корректор Г.Огар
Заказ 5414/18 Тираж 702 Подписное.
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35,Рауаская наб., д . 4/5 фйлиал ППП "Патент", r. ужгород, ул.Проектная,