Опорно-поворотное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Е 02 F 9(12
Гевударствеиимй кемитет
Опубликовано 30.07.82. Бюллетень № 28
Дата опубликования описания 05.08.82 (53) УДК 621.879..44 (088. 8) M 46JI3M изебретеиий и еткрытий с
А. В. Астафьев, Г. Я. Митрофанов, А. Л. Тетерук и В. И. Чйрков1 (72) Авторы изобретения! ! с
1 (71) Заявитель (54) ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЛСТВО
Изобретение относится к конструктивным элементам и узлам экскаваторов, в частности к их опорно-поворотным устройствам.
Известно опорно-поворотное устройство для поворота в плане рабочего органа машины, содержащее кольца и крестообразно расположенные в ряд между ними ролики (1).
Недостатком указанного устройства является его сравнительно низкая несущая способность, обусловленная крестообразным расположением роликов, при котором передача осевой нагрузки осуществляется в опоре только половиной имеющихся роликов.
Известно также опорно-поворотное устройство, включающее кольца, между которыми расположены шарики, полые ролики и уплотняющие элементы. Ролики собраны в обойму с помощью сепаратора, а между шариками установлены разделители (2) .
В известном опорно-поворотном устройстве расположение шариков и роликов в два ряда и применение для установки роликов сепаратора усложняют конструкцию и значительно увеличивают вес устройства.
Цель изобретения — упрощение конст.рукции и уменьшение веса опорно-поворотного устройства.
Указанная цель достигается тем, что в опорно-поворотном устройстве, имеющем кольца, между которыми расположены шарики, полые ролики и уплотняющие элементы, шарики установлены внутри полых роликов, причем диаметр каждого шарика больше длины ролика.
С целью обеспечения возврата шариков в исходное положение в зоне разгрузки, полые ролики снабжены упругими элементами, установленными между шариками и роликами в полостях последних.
Для независимой передачи нагрузок шариками и полыми роликами в одном из колец выполнен желоб под шарики.
С целью обеспечения устойчивого движения полых роликов, поверхности колец, взаимодействующие с торцами роликов, выполнены сферическими.
Кроме того, с целью обеспечения равенства линейных скоростей тел качения посредством равного удаления точек контакта
947308
Формула изобретения
3 от оси вращения устройства, полые ролики могут быть наклонены к оси вращения устройства на угол равный агс sin ——
ы
D где d — диаметр шарика;
D — наружный диаметр полого ролика; — угол между осью шарика, проходящей через его точки контакта, и осью вращения устройства.
На чертеже показано опорно-поворотное устройство, поперечный разрез.
Устройство состоит из трех колец 1 — 3, где кольца 1 и 2 жестко соединены между собой. Внутри окружной полости, образованной круговыми дорожками 4 — 7 качения и сферическими поверхностями 8 и 9 колец, расположены полые ролики 10, содержащие упругие элементы 11. Внутри полых роликов установлены шарики 12. Для удержания смазки внутри окружной полости между кольцами установлены уплотняющие элементы 13. Дорожка 5 качения выполнена в виде кругового желоба.
При вращении кольца 3 относительно колец 1 и 2 независимо от положения устройства основная осевая нагрузка от веса рабочего поворотного органа машины воспринимается полыми роликами 10, контактирующими с круговыми дорожками 6 и 7 качения колец 2 и 3. Момент и радиальная сила любого направления передаются совместно полыми роликами 10 и шариками 12; контактирующими с круговыми дорожками 4 и 5 качения колец 1 и 3. Передача нагрузок полыми роликами 10 и шариками 12 осуществляется независимо друг от друга за счет движения шариков 2 по круговому желобу 5. Устойчивое движение полых роликов по круговым дорожкам 6 и 7 качения достигается за счет сферических поверхностей 8 и 9; взаимодействующих с их торцами.
Центрирование шариков 12 относительно полых роликов 10 в зоне разгрузки обеспечивается упругими элементами !1. Равенство линейных скоростей тел качения обеспечивается равноудаленностью точек контакта их от оси 14 вращения устройства, что, в свою очередь, достигается наклоном полых роликов 10.
Таким образом, размещение шариков внутри полых роликов позволяет исключить сепаратор и совместить шариковый ряд с роликовым, что значительно упрощает конструкцию и снижает материалоемкость предлагаемого опорно-поворотного устройства.
1. Опорно-поворотное устройство, включающее кольца, между которыми расположены шарики, полые ролики и уплотняющие элементы, отличающееся тем, что, с целью
15 упрощения конструкции и уменьшения веса, шарики установлены внутри полых роликов, причем диаметр каждого шарика больше длины ролика.
gp 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения возврата шариков в исходное положение в зоне разгрузки, ролики снабжены упругими элементами, установленными между шариками и роликами в полостях последних.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения независимой передачи нагрузок шариками и роликами, на одном из колец выполнен желоб под шарики.
4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения устойчивого движения роликов, поверхности колец, взаимодействующие с торцами роликов, выполнены сферическими.
35 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Строительные, дорожные, коммунальные машины и оборудование. Отраслевой стандарт СССР ОСТ 22-750-73. М., Мини40 стерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР.
2. Вайнсон А. А. Подъемно-транспортные машины. М., «Машиностроение», 1975, с. 162 рис. 80д.
947308
Л
Составитель Н. Туленинов
Редактор С. Крупе;нина Техред А. Бойкас Корректор А. Ференц
Заказ 5442/45 Тираж 709 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений и открытия
1 l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4