Установка для добычи жидкости из скважины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик,«в947396 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03. 07. 80 (21) 2972083/22-03 с присоединением заявки ¹â€” (31)М Кп з

Е 21 В 43/00

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет— (53) УДК 622. 275. .53(088.8) Опубликовано 30.07. 82.Бюллетень ¹28

Дата опубликования описания 30 07 82 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Белорусск (54 ) УСТАНОВКА ДЛЯ ДОБЫЧИ ЖИДКОСТИ

ИЗ СКВАЖИНЫ

Изобретение относится к снабжению водой и может быть использо-. вано при добыче подземных вод.

Известно устройство для регулирования работы насосной установки, содержащее запорный орган, поршень с полостями над поршнем и под поршнем шток, регулируемый вентиль с трубопроводами, соединяющими полости ттад поршнем и под поршнем (1)

К недостаткам известного устройства относится невозможность одновременного открытия или закрытия клапана и регулирования положения .запорного органа.

Известно также устройство для добычи жидкости иэ скважины, содержащее размещенный в скважине насос, задвижку с полостью управления, управляющий клапан с полостью над седлом клапана, сливной и напорный трубопроводы и трубопроводы, соеди-няющие управлякяаий клапан с колонной насосно-компресcopHblx труб, напорным трубопроводом и полостью управления задвижки (2 ).

Однако данное устройство характеризуется недостаточной надежностью установки вслелствип. воздействия гидравлических ударов при остановке. на. соса.

Цель изобретения — повышение надежности установки путем предотвращения гидравлических ударов при остановке насоса.

Для достижения указанной цели задвижка установки снабжена краном для сообщения полости управления задвижки с полостью над седлом клапана и колонной насосно-компрессорных труб.

На фиг. 1 изображена установка, общий вид; на фиг.2 — узел Т на фиг.1.

Установка состоит из .скважинного насоса 1 с погружным электродвигателем, насосно-компрессорных труб колонны 2, манометра 3, водовоэдушного колпака 4 с клапаном 5 для впуска воздуха, кольцевой задвижки .6 с полостью управления А, мембраны 7, тарели 8, сливного трубопровода 9, управляющего клапана 10 с полостью 8, содержащего поршень 11, пружину 12 и отверстие 12 ° Трубопроводом 14 управляющий клапан 10 соединен с колонной 2 насосно-компрессорных труб, а трубопроводом 15 — с напорным трубопроводом 16. Трубопроводами 17 и

18 управляющий клапан 10 соединен

30 с краном 19. Кран 19 имеет каналы

947396

20 и 21 и соединен трубопроводом 22 с полостью управления A задвижки 6.

В напорном трубопроводе 16 под давлением находится вода, поступающая иэ других скважин, работающих совместно с данной и из резервуаров..

Установка работает следующим образом.

Вода под давлением поступает из напорного трубопровода 16 по трубопроводу 15 в дополнительную полость

В и далее по трубопроводу 17, по каналу 20 крана 19 в полость управления А.

Мембрана 7 перемещается влево, перемещая тем самым тарель 8, которая плотно прижимается к седлу. Учас ток колонны 2 насосно-компрессорных труб от уровня воды до кольцевой задвижки 6 в исходном состоянии заполнены воздухом при атмосферном давлении. Клапан 5 закрыт.

При пуске насоса 1 вода заполняет колонну 2 насосно-компрессорных труб, вытесняя тем самым воздух в водовоздушный колпак 4. После достижения величины давления, при которой сила, действующая на поршень 11, становится больше суммы силы упругости пружины 12 и силы от давления воды, на клапан 10 со стороны напорного трубопровода 16, поршень 11 перемещается вверх и перекрывает трубопровод 15.

При этом полость В управляющего.клапана 10 и полость управления A кольцевой задвижки 6 отключаются от напорного трубопровода 16, а полость управляющего клапана 10 сообщается со сливным трубопроводом 9.

Тарель 8 под действием давления,во-! ды со стороны насоса, 1 перемещается плавно вправо, выдавливая воду из полости управления A в сливной трубо- провод 9 через трубопровод 22, канал

20 крана 19, трубопровод 17, дополнительную полость В и отверстие 13 в управляющем клапане 10.

Изменяя площади сечений канала 20 и отверстия 13 можно изменять время открытия и закрытия кольцевой задвижки 6 в зависимости от параметров насоса 1.

При остановке колеса 1 после образования обратного потока воды из напорного трубопровода 16 давление ее эа задвижкой 6 со стороны напорного трубопровода 16 выше, чем перед задвижкой 6 на величину потерь давления в задвижке,6. Под действием пружины 12 и силы давления воды, действующей на клапан 10, поршень 11 перемещается вниз, так как на него теперь действует значительно меньшее давление со стороны трубопровода 14 вследствие остановки насоса 1.

Клапан 10 перекрывает отверстие

13 и открывает трубопровод 15. В полость управления А кольцевой задвижки

6 начинает ",поступать вода под давлением по трубопроводам 15 и 17 через полость В, канал 20 крана 19 и трубопровод 22. Тарель 8 перемещается вле во и кольцевая задвижка 6 закрывается.

Для осуществления регулирования подачи насоса 1 поворачивают кран 19 на 90 по часовой стрелке и теперь вода поступает в полость управления о А кольцевой задвижки 6 по трубопрово дам.14 и 18, каналам 20 и 21, трубопроводу 22. Тарель перемещается влево в зависимости от степени заполнения полости управления A. Установив необходимую подачу насоса 1, что обеспечивается уменьшением степени открытия кольцевой задвижки 6, кран

19 поворачивают на 45 против часовой стрелки, изолируя таким образом полость управления A кольцевой зад о кижки 6. В этом случае на тарель 8 . действует сила от давления воды со стороны насоса 1, которая уравновешивается силой, противоположно направленной, от давления воды в полости

25 управления А, и тарель 8 находится в

"некотором промежуточном положении, что определяет ее проходное сечение и подачу насоса 1.

Установив кран 19 в исходное поло3О жение, сообщают полость управления A кольцевой задвижки 6 по каналу 20 и трубопроводу 17 с дополнительной полостью А управляющего клапана 10, вода из полости управления A через по3Я лость В и отверстие 13 поступает в сливной патрубок 9, и тарель 8 перемещается в крайнее правое положение, Таким образом выполняют регулирование подачи насоса 1. Эаполнив пол4О ностью полость управления А посредством поворота крана 19 можно в случае необходимости полностью перекрыть колонну насосно-компрессорных труб 2 при работающем насосе 1.

Использование предлагаемой установки позволяет повысить эффектив. ность процессов добычи жидкости иэ скважины вследствие повышения надежности работы установленного оборудования упрощения конструкции сбору о дования и управления работой установки

Формула изобретения

Установка à добычи жидкости иэ скважины, содержащая размещенный в скважине насос, задвижку с полостью управления, управляющий. клапан с

60 полостью над седлом клапана, сливной и напорный трубопроводы и трубопроводы, соединяющие управляющий клапан с колонной насосно-компрессорных труб, напорным трубопроводом и по65 лостью управления задвижки, о т—

947396 л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности установки путем предотвращения гидравлических ударов при остановке насоса,задвижка снабжена краном для сообщения полости управления задвижки с поло- . стью над седлом клапана и с колонной насосно-компрессорных труб.

Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе

1. Современные конструкции трубопроводной арматуры для неФти и rasa.

М., 1976 .с. 358-359.

2. Авторское свидетельство СССР:

Ю 612009, кл. Е 21 В 43/00, 1978 (прототип). с

94 7 396

Составитель В. Борискина

ТехредМ. Гергель . Корректор И. Муска

Редактор Л. Горбунова

Заказ 5567/49 Тираж 623 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Пагент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4