Электрический музыкальный инструмент
Иллюстрации
Показать всеРеферат
K-час >1" oui № 94744
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСг«ОМУ СЕИД ТЕЛЕС 1 ВУ
И. Д. Симонов
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Заявлено 3 февраля 1951 г за . и 16/442422 в Гостехнику СССР
Опубликовано в «Бюллетене изобретений» ¹ 12 за 19б2 г.
Известно, что электрические музыкальные инструменты, состоящие из двух электроакустических трактов, каждый из которых образован генератором звуковой частоты, усилителем и громкоговорителем, дают за счет биений между их основными токами громкостное, высотное и пространственное вибрато. В случае работы обоих трактов на один оощий громкоговоритель пространственное вибрато отсутствует.
Для того, чтобы получить вибрато не только этих типов, но также и тембровое, представляющее один из наиболее интересных путей для разработки новых музыкальных кра. сок, предлагается в одном из генераторов исключить обертоны.
На фиг. 1 .изображена скелетная схема предлагаемого электромузыкального инструмента; на фиг. 2— один из возможных вариантов выполнения принципиальной схемы инструмента.
Как видно из фиг. 1, электрсмузыкальный инструмент имеет два электроа кустичеоких тракта I и П каждый из которых состоит из генератора звуковой частоты 1 (и, соответственно, 2) и громкоговорителя 3 (и, соответственно, 4).
Один тракт (например, I) дает только основной тон, а другой тракт П вЂ” как основной тон, так и обертоны. Частоты основных тонов должны отличаться одна от другой на,несколько герц, что обеспечивает получение комбинированного пространственного вибрато. Для управления частотой этого вибрато служит педальный потенциометр 5.
В многоголосных инструментах управление частотой вибрато осуществляется путем изменения режима питания группы генераторов, создающих, наряду с основными тонами, обертоны. Один из возможных вариантов принципиальной схемы предлагаемого электрического музыкального HHcTpvìeíòÿ показан на фиг. 2.
Эле1сгроакустический тракт I, состоящий пз однолампового RC— генератора 1, соединенного через усилитель 6 с громкоговорителем 8, служит для получения звука, лишенного обертонов. Втсрой тракт П, состоящий из релаксационного генератора 2, соединенного через усилитель 7 с громкоговорителем 4, дает звук, богатый обертонами. Педальный потенциометр 5 установлен для управления частотой вибрато. № 94744
Фиг. 1
Сущность явления (получение тембрового вибрато) заключается в следующем.
Если громкость основного тона при максимальном его значении превышает громкость обертонов на
20 — 30 дб, то слушатель восп ринимает суммар|ный звук, как некий глухой тембр. Когда же основной тон достигает минимума, то слушатель воспринимает некий «светлый» тембр, так как уровень громкости основного тона оказывается меньше уровня громкости второго и третьего обертонов. Это|т тембровый переход сопровождается простра нст венным переходом, поскольку обертоны звучат только .на одном из громкоговорителей. Таким образом получается комбинированное вибрато, содержащее высотное, громкостное, тембровое и пространственное вибрато.
Включением обоих трактов на один общий громкоговоритель можно устранить пространственное вибрато, оставляя только высотное, громкостное и тембровое вибрато.
Метод тембровых пространственных биений можно использовать и в том случае, когда вместо неточного унисона применяется неточная октава. В случае, если частота релаксационного генератора 2 оказывается на октаву выше, желательно обеспечить некоторое наличие обертонов и в первом тракте.
Предмет изобретения
Электрический музыкальный инструмент, состоящий из двух электроакустических трактов, образова н ных каждый генератором звуковой частоты, усилителем и громкоговорителем и создающих за счет биений между основными их тонами высотное, громкостное и пространствен.ное вибрато, отличающийся тем, что для получения также и тембрового вибрато, в одном из генераторов устранены обертоны.