Импульсивный вариатор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (и>947544 ф (61) Дополнительное к авт. свид-ey— (22) Заявлено 19.01.81 (21) 3237855/25-28

j$g) g 3

F 16 Н 33/14

F 16 Н 15/52 с присоединением заявки №

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытиЙ (23) Приоритет— (531УДК621. 833..6(088.8) Опубликовано 3007.82. Бюллетень ¹28

Дата опубликования описания 300782 (S

Г. П . Пархоменко и В. И. Виноградов

f (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ИМПУЛЬСИВНЫЙ BAPHATOP

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механическим передачам с варьируемым передаточным отношением.

Известна конструкция механического импульсивного кулачкового вариатора, в котором происходит преобразование равномерного вращательного движения ведущего вала в колебательное движение промежуточного звена (1 1.

Последнее трансформируется с помощью механизмов свободного хода (МСХ) во вращательное движение ведомого вала МСХ и является самым слабым, ненадежным и недолговечным звеном вариаторов.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является импульсный вариатор, содержащий ведомое колесо кольцевой формы, опорное звено и ведущее водило с роликами, установленными в последнем на осях.

Ведомое колесо выполнено гибким и обкатывается вокруг опорного (заторможенного колеса) при помощи роликов ведущего водила, которое является таким образом, внешним генератором (2).

Недостаток этого механизма — недолговечность гибкого звена.

Цель изобретения — увеличение долговечности вариатора.

Поставленная цель достигается тем, что в импульсивном вариаторе, содержащем ведомое колесо кольцевой формы, ortopHoe звено и ведущее водило с роликами, установленными в последнем на осях, ведомое колесо выполнено жестким, опорное звено - в виде сопряженных по плоскости, подпружиненных друг к другу и установленных с возможностью относительного плоско15 параллельного раздвижения равных сегментов, радиус цилиндрических поверхностей которых равен радиусу внутренней поверхности ведомого колеса, число роликов выбрано не менее двух и они установлены под углом друг к другу, не превышающем 90 а оси роликов подпружинены в радиальном направлении.

Кроме того, импульсивный вариатор снабжен симметричным кулачком, центр вращения которого расположен в точке пересечения его осей симметрии и оси вращения ведущего

30 водила

947544

На фиг. 1 изображен импульсивный вариатор, общий вид; на фиг. 2 .разрез A-A на фиг. 1; на фиг. 3-5 последовательное положение ведомого колеса и опорного звена при повороте ведущего водила на 90 ; на фиг. 6 — положение сегментов при изменении передаточного отношения.

Импульсивный вариатор содержит ведомое колесо 1, выполненное в виде жесткого, кольцевой формы стакана, 10 наружная поверхность которого взаимодействует с роликами 2, установленными на осях 3 в ведущем водиле 4.

Оси 3 установлены шарнирно и подпружинены в радиальном направлении с 15 помощью пружин 5. Число роликов 2 может быть два и больше, угол между крайними роликами равен 90 . Вращение с ведомого колеса 1 может сниматься, например, с помощью гибкого вала б. Ведомое колесо 1 своей внутренней поверхностью контактирует с опорным звеном, выполненным в виде двух равных левого 7 и правого 8 сегментов, которые могут поворачиваться вокруг осей 9 и 10 соответственно, которые с помощью пружин

11 и 12 стремятся повернуться так, чтобы сегменты 7 и 8 оказались сопряженными друг к другу по плоскости.

При этом они могут раздвигаться друг относительно друга, совершая плоскопараллельное движение с помощью кулачка 13 с осесимметричным профилем. Кулачок 13 полым валом 14 связан с ручкой 15 управления. При этом центр его вращения расположен в точке пересечения его осей симметрии с осью вращения ведущего водила 4.

Формула изобретения

1. Импульсивный вариатор, содержаций ведомое колесо кольцевой формы, 35 опорное звено и ведущее водило с роликами, установленными в последнем на осях, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности вариатора, ведомое колесо

4О выполнено жестким, опорное звено — н виде сопряженных по плоскости, подпружиненных друг к другу и установленных с возможностью относительного плоскопараллельного раздвижения рав45 ных сегментон, Радиус цилиндРических поверхностей которых равен радиусу внутренней поверхности ведомого колеса, число роликов выбрано не менее двух и они установлены под углом друг к другу, не превышающем

90, а оси роликов подпружинены в

0 радиальном направлении.

2. Вариатор по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что он снабжен симметричным кулачком, центр врацения которого расположен в точке пересечения его осей симметрии и оси вращения ведущего водила.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

60 1. Мальцев В.Ф. Импульсные вариаторы. M., Машгиэ, 1963, с. 10, фиг. 4.

2. Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике. Т. 3, М., 65 "Наука", 1974, с. 521, 642 (прототип), Вариатор работает следующим образом.

При вращении ведущего водила 4 ролики 2 обкатывают наружную поверхность ведомого колеса 1, прижимая его поочередно к.опорным сегментам 7 и 8. При нахождении роликов 2 слева от общей хорды БВ сегментов 7 и 8 (фиг. 3) ведомое колесо 1 прижато своей внутренней позерхностью ко всей цилиндрическцй поверхности левого сегмента 7.

При дальнейшем повороте ведущего юдила 4 (фиг. 4) ребро Б оказывается ежду осями крайних роликов, а ве омое колесо 1 начинает поворачи аться вокруг ребра Б до тех пор, ока не прижмется ко всей цилиндри.еской поверхности правого сегмена 8 (фиг. 5). Таким образом, а один оборот ведущего водила 4 ве омое колесо 1 совершает два повороа в одну.и ту же сторону сначала округ ребра Б, а затем вокруг реба B. При этом ведомое колесо 1 соершает повороты в том же направлении и вокруг собственной оси. Передаточное отношение определяется за- висимостью О = RR / $, где к — радиус внутренней поверхности ведомого колеса 1; — суммарный зазор между недомым колесом 1 и опорными ,сегментами 7 и 8 (фиг. 3).

Изменение величины зазора достигается при помощи кулачка 13, который отжимает сегменты друг от друга. При повороте кулачка 13 на

90 величина станет равной нулю и вращение ведомого колеса 1 прекратится. Съем вращения с ведомого колеса 1 возможен с помощью гибкого нала б. Для этой же цели могут быть применены кулачконо-дисковые или упругие подвижные муфты. Величина переданаемой мощности зависит от усилий прижатия роликов к наружной поверхности ведомого колеса 1, т.е. зависит от жесткости пружин 5.

Предлагаемый импульсивный вариатор конструктивно проще, технологичнее в изготовлении и удобнее в эксплуатации, чем существующие типы импульсивных вариаторов. Кроме того, отсутствие MCX существенно повышает долговечность его работы.

947544

Составитель В. Апархов

Техред N. Рейвес корректор A. Лаятко

Редактор A. Мотыль

Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретеиий и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Эаказ 5598/57

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4