Устройство для управления коробкой передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советсиик
Социапистичесиик
Рвс убпии
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (5! )М. Кл. (22) Заявлено 01.1 1,79 (21) 2834977/18-24 с присоединением заявки М (23) G 05 G 9/12
9щдврстванны11 кемнтет
СССР
40 делан нзаеретеннй н етарытн11
П риоритет
Опубликовано 300782, Бюллетень М 28 (53) Д К б21-327 (088.8) Дата опубликования описания 300782 (72) Авторы изобретения
А.П.Ииронов и В.А.Ииронов
t т !
ВСЕС() ЮЗИК 1:
r ПАТЕЙТМТЕХНИЧЕСКА
Центральный ордена Трудового Красного Знаме и научно-исследовательский автомобильный и ЬИ1ЛИО ТЕ! А автомоторный институт (7l ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ
ПЕРЕДАЧ
Изобретение относится к устройствам для управления транспортными средствами.
Известно устройство для управления коробкой передач, содержащее шток с избирательным поводком и кривой ры5 чаг с рукояткой, связанный шарнирно с указанным штоком и установленный на кронштейне, расположенном сзади корпуса коробки передачи на втулке с
10 возможностью поворота вокруг упомянутого штока (11.
Это устройство не обладает четкостью и надежностью в работе, так как оно не обеспечивает автоматичес15 кой установки избирательного поводка при его перемещении из пазов крайних штоков вилок переключзния передач в паз среднего штока вилки переключения передач. Данная конструкция не .! предусматривает отличия rio выбору включения передни х переда ч от заднего хода, что может привести к поломке в трансмиссии автомобиля.
Известно также устройство для управления коробкой передач транспортного средства, содержащее шток с избирательным поводком и кривой рычаг с рукояткой, связанный шарнирно с указанным штоком и имеющий опору с цилиндрическим подвижным шарниром, расположенным сзади корпуса коробки передач, причем подвижный шарнир удерживается в среднем положении подпружиненными стаканами, установленными в направляющих, образованных в корпусе(2) .
Однако конструкция этого устройства имеет большую металлоемкость и нетехнологична в изготовлении, поскольку опора цилиндрического шарнира несоосна со штоком, а.также вследствие того, что стаканы, их направляющие и пружины установлены внутри корпуса коробки передач, что требует больших габаритов корпуса.
Цель изобретения - повышение надежности устройства.
3 94
Поставленная цель достигается тем, что устройство для управления коробкой передач, содержащее корпус, шток с избирательным поводком, рычаг управления, шарнирно соединенный со штоком и установленный на кронштейне, и пружины установки рычага в нейтральное положение, снабжено установленным на поворотном относительно корпуса кронштейне двуплечим рычагом, ось которого расположена параллельно штоку, а плечи связаны через пружины установки рычага в нейтральное положение с кронштейном и корпусом, на которых выполнены ! упоры.
На фиг. изображено устройство; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг. 3 - вид по стрелке Б на фиг. 1.
Устройство для управления короб-: кой передач содержит корпус 1, шток
2 с избирательным поводком 3, рычаг
4 управления, шарнирно соединенный со штоком 2 и с кронштейном 5, и пружины 6 и 7 установки рычага 4 в нейтральное положение. Устройство снабжено установленным на поворотном относительно корпуса 1 кронштейне
5 двуплечим рычагом 8, ось 9 которого расположена параллельно штоку 2, а плечи 10 и 11 связаны через пружины
6 и 7 с кронштейном 5 и корпусом
1, на которых выполнены упоры 12 и
13. Поводок 3 штока 2 взаимодействует с валиками 14 — 16 коробки передач, имеющими пазы 17 — 19.
Устройство для управления короб кой передач транспортного средства работает следующим образом.
Пружина 8 прижимает рычаг 8 к упору 12 кронштейна 5. Вторая пружина 7, зацепленная за плечо 11 рычага
8, притягивает его вместе с кронштейном 5 к упору 13. При этом поводок 3 штока 2 заходит в паз 17 валика 14 коробки передач.
Таким образом рычаг 4 и поводок
3, обеспечивающие включение передач, удерживаются в нейтральном положении.
Для избрания передач, не соответствующей нейтральному положению рычага
4, к нему прикладывается сила в плоскости, перпендикулярной штоку 2.
Рычаг 4 поворачивается вместе с кронштейном 5, например, влево(вид
Б), а также поворачивает шток 2 с избирательным поводком 3, который
7846 ф
1о
zo
25 зо
4о
55 входит в паэ 18 валика 15 коробки передач. При этом рычаг 8, установленный на кронштейне 5, вместе с ним поворачивается вокруг штока 2 и отходит от упора 13 на корпусе, растягивая пружину 7. Для избрания другой передачи рычаг 4 поворачивается вместе с кронштейном 5 вправо (вид
Б) и поворачивает шток 2 с избирательным поводком 3, который входит в паз 19 валика .16. При этом рычаг
8 поворачивается вместе с кронштейном 5, а также относительно него вокруг своей оси 9 и, опираясь на упор 13, отходит от упора 12 кронштейна 5. При этом растягивается более сильная по сравнению с пружиной 7 пружина 6. Причем установкой пружин 6 и 7, разных по усилию растяжения, обеспечивается отличие ро выбору включения передач. Для включения передач к рычагу 4, после установки его в соответствующее положение, прикладывается сила в плоскости, проходящей через шток 2 и параллельно ему. Рычаг 4 перемещается относительно кронштейна 5 и перемещает шток 2 с поводком 3. При этом перемещается соответствующий валик
14 и 15 и 16 коробки передач.
Таким образом, предлагаемое устройство вследствие автоматической установки и надежной фиксации включающего поводка в пазу среднего валика коробки передач обеспечивает повышение надежности его работы.
Формула изобретения
Устройство для управления коробкой передач, со 1ержащее корпус, шток с избирательным поводком, рычаг управления, шарнирно соединенный со штоком и .установленный на кронштейне, и пружины установки рычага в нейтральное положение, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности устройства, оно снабжено установленным на поворотном относительно корпуса кронштейне двуплечим рычагом, ось которого расположена параллельно штоку, а плечи связаны через пружины установки рычага в нейтральное положение с кронштейном и корпусом, на которых выполнены упоры.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1."Automobile Engineer ", Великобритания, 1966, апрель, с.125- 126.
2. Патент С111А 9 3916718, кл.74-471, опублик. 1975 (прототип) .
947846
Еидб
Составитель С.Гудкова
Редактор Е.Папп Техред 3. Палий Корректор О. Билак
Заказ 5651/72 Тираж 914 Подписное
8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва,Ж-35,Раушская наб.,д.4/5
Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðoä, ул.Проектная, 4