Устройство для предупреждения аварийных ситуаций

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскнк

Соцмалистмческик

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 16. 12. 80 (21) 3221332/18-24 ($ т ) М. КЛ. сприсоединениемзаявки №вЂ”

G 08 В 21/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет ($3) УДК621.783 (088.8) Опубликовано 30.07.82.Бюллетень ¹ 28

Дата опубликования описания 30.07. 82 (72) Авторы изобретения

И.Ю.Юсупов, Ю.A.Òÿï÷åíêî, Ф.И.Эонабенд, Ю.Б.Головкин и Н.И.Юсупсва (71) Заявитель

Уфимский авиационный институт им. Орджо (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АВАРИЙНЫХ . СИТУАЦИЙ

Устройство относится к устройствам автоматизированного управления и технического контроля объектов,. таких как летательный аппарат, и может быть использовано для повышения безопаснрсти их функционирования. . Известно устройство предупреждения аварийных ситуаций, содержащее последовательно соединенные орган управления, блокирующий элемент и исполнительный механизм (1 ).

Недостатком этого устройства является то, что устройство не исключает возможности ошибочного переключения органа управления из-за неправильного распознавания опасного режима.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для предупреждения аварийных ситуаций, содержащее датчики параметров режима, подключенные через вычислитель опасного режима к первому входу ключевого элемента, орган управления, исполнительный элемент, блокирующий элемент и индикатор режима f2).

Недостатком известного устройства является большая сложность выполнения. При этом возможны ложные сра. батывания индикатора опасного режима при непреднамеренном задевании оператором органа управления.

Цель изобретения — повышение надежности работы и упрощение устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для предупреждения .аварийных ситуаций, содержащее датчики параметров режима, подключенные через вычислитель опасного режима к первому входу ключевого элемента, орган управления, исполнительный механизм, блокирующий элемент и индикатор режима, введены датчик состояния блокирующего элемента, первый и второй элементы И, первый и второй инверторы, шифратор и индикаторный элемент, первый выход датчика состояния блокирующего элемента подключен к второму входу ключевого элемента, выход которого соединен с первым входом первого элемента И и через первый инвертор с первым входом второго элемента И, выход органа управления подключен к входу исполнительного механизма, к первому входу шифратора и через второй инвертор — к второму входу первого и второго элемента И, второй выход датчика сос"ояния блокирующего элемента соединен

947890 с третьим входом второго элемента И, выход которого соединен с вторым вхо дом шифратора, третий вход которого подключен к выходу первого элемента

И,выход соединен с индикаторным элементом. 5

На чертеже представлена блоь-схе,ма предлагаемого устройства.

Устройство содержит орган 1 управления и исполнительный механизм 2, блокирующий элемент 3, датчик 4 состоя- fO ния блокирующего элемента, датчики 5 параметров режима, вычислитель 6 опасного режима, ключевой элемент 7, элемент И 8, индикаторный элемент 9, шифратор 10, инверторы 11 и 12, элемент

И 13.

Устройство работает следующим образом.

При откидывании блокирующего элемента 3 (кожуха) срабатывает датчик

4 состояния блокирующего элемента, сигнал которого, поступая на управляющий вход ключевого элемента 7, открывает его. Этот же сигнал поступает на вход элемента И 8.:Если режим работы объекта не является опасным для переключения, то на.выходе вычис» лителя опасного режима 6 отсутствует сигнал опасности, через элемент И 8 . появляется информация о разрешении наажатия на орган 1 управления. При нажатии на орган 1 управления осуществляется переключение исполнительного механизма 2.

Если режим работы объекта является опасным для переключения то, на 35 выходе вычислителя опасного режима

6 появляется сигнал опасности.. Так как приоритет сигнала опасности выше, чем у сигнала датчика .4 снятия блокирующего элемента, то под дей- 4{) ствием этого сигнала через вход элемента И 13 появляется предупреждающий сигнал.

Работой инверторов 11 и 12, элементов И 8 и 13 обеспечивается приори-4 тет сигнала опасности . В соответствии с этим шифратор 10 формирует код сигнала, вырабатываемого индикаторным элементом 9.

Применение предлагаемого устройства для предупреждения аварийных ситуаций по сравнению с известным, являющимся одновременно базовым объектом упрощает его конструкцию, по-, вышает надежность, снижает вероятность ошибочных срабатываний индикатора режима.

В результате этого облегчается деятельность оператора в сложных условиях, например прн возникновении в системе критических ситуаций, требующих быстрых и безошибочных действий, что, в свою очередь,повысит общий уровень безопасности и надежности функционирования системы в целом.

Формула изобретения

Устройство для предупреждения аварийных ситуаций, содержащее датчики параметров режима, подключенные через вычислитель опасного режима к первому входу ключевого элемента, орган .управления, исполнительный механизм,,"блокирующий элемент, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что,с целью повышения надежности и упрощения устройства, в него введены датчик состояния блокирующего элемента, первый и второй элементы И, первый и второй инверторы, шифратор и-индикаторный элемент, первый выход датчика состояния блокирующего элемента подключен к второму. входу ключевого элемента, выход которого соединен с первым входом первого элемента„И и через первый инвертор с первым входом второго элемента И, выход органа управления подключен к входу исполнительного механизма, к первому входу шифратора и через второй инвертор - к второму входу первого и второго элементов И, второй выход датчика состояния блокирующего элемента соединен с третьиМ входом второго элемента И, выход которого соединен с вторым входом шифратора, третий вход которого подключен к выходу первого элемента И, выход соединен с индикаторным элементом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе . 1. Кербери A.A. Компановка оборудования на самолетах. N., "машиностроение", 1972, с. 73-74, рис. 3.28.

2. Авторское свидетельство СССР

В 638998, кл. G 08 В 21/00, 1977 (прототип).

Составитель В. Антонов

Редактор Н. Ковалева Техред Т. Фанта КорректорИ Иароши

Заказ 5656/74 Тираж 642 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4