Устройство для контроля знаний обучаемых

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 290980 (2>) 2987293/18-24 f S1) М. КЛ. с присоединением заявки М9— (23) Приоритет

G 09 В 7/07

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 300782. Бюллетень М 28 (53) УДК 881 3 ° 071 (088. 8) Дата опубликования описания 300782 ч Г 1

B.И.Корнейчук, В.A.Бойко, В.Н.Со око, Л.Н.Мозговая и О; В.Журанл в-. ;;

1

Киевский ордена Ленина политехнически итут им.50-летия Великой Октябрьской социалистичес -.рЕволюцни (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ОБУЧАЕМЫХ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, н частности к системам контроля, и может быть использонано н качестве обучающего устройства для программированного обучения и контроля знаний в учебных заведениях по различным дисциплиH cLM, Известно устройство, содержащее связанные соотнетстнующим образом пульты ввода ответов, блок управления, счетчик ответов, сумматор, оперативное запоминающее устройство, блок сравнения, блок кодирования, генератор номера заданий, индикатор результатов, долговременное запоминающее устройство, индикатор оценок, индикатор рабочих мест, распределитель кодов,коммутатор каналов отнетов и эталонных кодов (1). Недостатком этого устройства является низкое быстродействие контроля знаний учащихся.

Известно также устройство, содержащее учебные классы, состоящие из пультов учащихся, соединенных с коммутатором, а также связанные соответствующим образом распределитель кодов, яблок ннода эталонных ответов, блок анализа, запоминающий блок и блок оперативной памяти, формирователь, блок регистрации, вычислительную машину, блок сопряжения, коммутатор классов, блоки считывания верных и ложных ответов, блок смены скорости работы, коммутатор подпрограмм, коммутатор опроса, генератор управляющих импульсон, делитель частоты (2).

Недостатками данного устройства являются значительная сложность системы, низкое быстродейстние контроля знаний.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство, содержащее пульты учащихся, подключенные через блок управления к электронной вычислительной машине, соединенной с одними входами блока памяти учебной информации, блок элементов ИЛИ, генератор, соединенный через последовательно включенные пульты учащихся с другими входами блока памяти учебной информации и блока элементов ИЛИ, подключенного к третьим входам блока памяти учебной

25 информации, выход которого соединен. с генератором, подключенным к пультам учащихся (3) .

Недостатком известного устройства является низкое быстродействие

30 вследствие того, что считывание ре947901 зультатов ответов всех обучаемых производится последовательно по символам без учета момента появления этих символов.

Цель изобретения — повышение быстродействия. 5

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее пульты обучае-: мых, выходы которых соединены с cqответствующнми входами блока нывода 10 учебной информации, блок ввода учебной информации, первый выход которого подключен к первому входу блока памяти учебной информации, генератор и первый элемент ИЛИ, введены блок )5 памяти управляющей информации, счетчики адресов, зон и символов и первый элемент И, первый вход которого соединен с выходом генератора, второй вход — с вторым выходом блока ввода 20 учебной информации, а выход - с первыми входами пультов обучаемых и с первым входом первого элемента ИЛИ, нторой нход которого подключен к первому выходу блока ввода учебной ин- 25 формации, а выход — к первому входу счетчика символов, второй вход которого соединен с выходом блока памяти управляющей информации, первый выходс вторым входом блока памяти учебной 3п информации, а второй выход — с вторыми входами пультов обучаемых, с входом счетчика зон и с входом счетчика адресов, выход которого подключен к первому входу блока памяти управля- 5 ющей информации, второй вход которого соединен с третьим выходом блока нвода учебной информации, а выход — с третьими входами пультов обучаемых, четвертые входы которых подключены к выходу блока памяти учебной информации; третий вход которого соединен с выходом счетчика зон.

Причем пульт обучаемого содержит последовательно включенные блок ввода отнетов, второй элемент И, второй элемент ИЛИ, дополнительный счетчик адресов, блок памяти ответов, блок сравнения, счетчик правильных ответов, третий элемент И, инвертор и четвертый элемент И, выход которого соединен с вторым входом счетчика правильных ответов, второй вход блосравнения подключен z первому ах- 55 ходу блока ввода ответов, второй выход которого соединен с вторыми входами блока памяти ответов и второго элемента ИЛИ, второй вход второго элемента И, второй вход четвертого элемента И, третий вход счетчика пра6О вильных ответов и третий вход блока сравнения являются соответственно первым, вторым, третьим и четвертым в ходами пульта выход третьего эле1

65 мента И является выходом пульта.

На чертеже изображена структурная схема предлагаемого устройства.

Устройство для контроля знаний обучаемых содержит пульты 1 обучаемых, блок 2 ввода учебной информации, первым выходом соединенный с первым входом блока 3 памяти учебнои информации, нторым выходом — с блоком 4 памяти управляющей информации, выход которого является первым входом пультов 1, а второй вход подсоединен к накапливающему счетчику 5 адресов, первый вход которого соединен с первым выходом блока 2 ввода учебной информации, а второй вход подсоединен к выходу перестраиваемого счетчика б символов, который также подсоединен к накапливающему счетчику / зон и второму входу пульта 1. Второй выход счетчика б и выход счетчика 7 подсоединены к блоку 3, выход которого подсоединен к третьим входам пультов 1, к выходам которых подсоединен блок 8 вывода учебной информации. К первому нходу счетчика б подсоединен выход блока 4, а к второму входу — элемент

ИЛИ 9, первый вход которого подсоединен к первому выходу блока 2, а нторой, также как и четвертые входы пультов 1 подсоединены к элементу

И 10, первый вход которого подсоединен к генератору 11, а второй — к третьему входу блока 2. Каждый пульт 1 содержит блок 12 ввода ответов, первый выход которого под,соединен к первому входу блока 13 сравнения и первому входу элемента

И 14, второй нход которого является четвертым входом пульта 1, а выход, как и вторые выходы блока 12, подключены также к блоку 15 памяти ответов, связаны через элемент ИЛИ 1б с входом счетчика 17 адресов, выходы которого подсоединены ко вторым входам блока 15, выход которого подключен к второму входу блока 13 сравнения, третий вход которого является треть" йм входом пульта 1, а ныход — связан с первым входом перестраиваемого счетчика 18 правильных ответов, к второму входу которого подключен первый вход пульта 1, а к третьему входу подсоединен элемент И 19. Первый вход элемента И 19 является вторым входом пульта 1, а второй вход через иннертор 20 и элемент И 21 связан с выходами счетчика 18. Выход элемента И 21 является выходом пульта 1.

Устройство работает следующим образом, В блок 3 из блока 2 вводятся коды эталонов ответов и одновременно в блок 4 вводится управляющая инфор- мация, определяющая число символов ответов в данном варианте ответа, Эта информация управляет счетчиком б, 947901 где k

t ген

t чпр прер

Контр

k контр.чстр

) kntre

>п

kt ген

Таким образом, время контроля предлагаемого устройства в этом случае меньше времени контроля известно го более чем в и раз.

45 При р ) 1

Формула изобретения

1. Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее пульты обучаемых, выходы которых соединены с со-.

65 ответствующими входами блока вывода который определяет адрес эталона, заносимый в блок 3 в данный момент.

После переполнения счетчика 6 импульс увеличивает содержимое счетчика 7, чем обеспечивается занесение очередного варианта в новую зону блока 3.

После занесения всей информации обучаемым предоставляется возможность ответить на вопросы. С блока 2 поступает сигнал Опрос . Обучаемый вводит ответ с помощью блока 12. По- 10 ступающий код символа через элемент

16 увеличивает содержимое счегчика 17 и заносится в соответствующее место блока 15 ° После окончания ввода всей последовательности символов ответа 15 обучаемый подает с блока 12 сигнал готовности, который разрешает операции сравнения в блоке 13. Сформированный сигнал Опрос разрешает поступление тактовых импульсов от гене- 70 ратора 11 на все пульты l и через элемент 9 на второй вход счетчика б.

В результате из. блока 3 в магистраль,. связанную со всеми блоками 13 пультов 1, поочередно поступают эталонные коды символов. С блока 4 в этот момент снимается код числа правильных ответов для данного варианта. Этот код обеспечивает настройку счетчика

18 пульта 1 на число правильных от- 30 ветов данного варианта. Тактовый сигнал каждого символа поступает через элементы )О и 14, и при у ловии готовности пульта 1 обеспечивается синхронное формирование адреса нового35 символа счетчика 17, хранящегося в блоке 15. Таким образом, блок 13 постоянно сравнивает коды символов, поступающих с блока 15 и из магистрали, подключенной к блоку 3. При сов- 40 падении этих кодов в счетчик 18 пульта 1 поступает имлульс. Если в течение сравнения символов, расположенных в одной зоне блока 3 счетчик 18 не заполнится единицами, то очередной сигнал от счетчика б, означающий переход к следующей зоне блока

3, сбрасывает этот счетчик 18 в нуль ° Если в процессе сравнения эталонов одной эоны и ответов обучаемого счетчик 18 наполняется единицами, 50 то с него снимается сигнал Правильный ответ, поступающий в блок 8 и запрещающий сброс данного счетчика

18, чем исключается повторный опрос данного пульта 1 в текущем цикле 55 контроля. По истечении определенного времени на контроль одного вопроса, таймер (не показан) сформирует сигнал, сбрасывающий блок 15 и счетчики 14 и 18 всех пультов, чем разре -60 шается ввод ответа на очеРедной вопрос .. Устройство повторяет описанные выл операции.

Устройство позволяет вести одновременно контроль всех обучаемых по всем. вариантам последовательно, что обеспечивает исключение непроизводительных операций по обращению к конкретному пульту.

Предлагаемое устройство позволяет увеличить быстродействие, так как сокращает время контроля знаний. Время контроля известного устройства представлено как

Т =k(n t +t )+t + контр. прот ген Чпр прер

4.г контр а время контроля предлагаемого устройстваа

T =k р.t контр. чстр . ген количество символов ответа; — количество пультов обучаемых; количество вариантов ответов; время генерации одного символа; — интервал времени, определяемый узлом местного управления; время прерывания; — время выполнения контролирующей программы.

Сравним приведенные выше показатели при условии одновременной готовности всех обучаемых.

P=1 т.е. все обучаемые контролируются по одному вопросу, при этом fx îò k u- t ем+1 и > t е > гк ) Т контр.чстр )барс ген п o + + «oнт p

Если - = ---------.С, и в хУДшем чрь ген случае Р=п H tzäð = ген то т коню уст" ь л

=-„--+C

1 т,е. время контроля предлагаемфго устройства и в этом случае меньше времени контроля известного. с

Структура предлагаемого устройства позволяет неограниченно увеличивать число обслуживаемых пультов.

947901 учебной информации, блок ввода учебной информации, первый выход которого подключен к первоМУ входу блока памяти учебной информации, генератор и первый элемент ИЛИ, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что с целью новышения быстродействия устройСтва, В него введены блок памяти управляющей информации, счетчики адресов, эон и символов и первый элемент И, первый вход которого соединен с выходом 10 генератора, второй вход - с вторым выходом блока ввода учебной информации, а выход — с первыми входами пультов обучаемых и с первым входом первого элемента ИЛИ, второй вход которого подключен к первому выходу блока ввода учебной информации, а выход - к первому входу счетчика символов, второй вход которого соединен с выходом блока памяти управля- 20 ющей информации, первый выход — с вторым входом блока памяти учебной информации, а второй выход — с вторыми входами пультов обучаемых, с входом счетчика эон и с входом счет- 25 чика адресов, выход которого подключен к первому входу блока памяти уп» равляющей информации, второй вход которого соединен с третьим выходом блока ввода учебной информации, а выход = с третьими входами пультов обучаемых, четвертые входы которых подключены к выходу блока памятн учебной информации третий вход ко" торого соединен с выходом счетчика эон.

2. Устройство по п.1, о т л н ч аю щ е е с я тем, что в нем пульт обучаемого содержит последовательно включенные блок ввода ответов, второй элемент И, второй элемент ИЛИ, дополнительный счетчик адресов, блок памяти ответов, блок сравнения, счетчик правильных ответов, третий элемент И, инвертор и четвертый элемент

И, выход которого соединен с вторым входом счетчика правильных ответов, второй вход блока сравнения подключен к первому выходу блока ввода ответов,.второй выход которого соединен с вторыми входами блока памяти ответов и второго элемента ИЛИ, второй вход второго элемента И, второй вход четвертого элемента И, третий вход счетчика правильных ответов и третий вход блока Сравнения являЮтся соответственно первым, вторым, третьим и четвертым входами пульта, выход третьего элемента И является выходом пульта.

Источники информации, принятые во внимание при экспертиэ, 1. Авторское свидетельство СССР

9 42344б, кл. Q 09 B 7/02, 197K

2. Авторское свидетельство СССР

9 654951, кл G 09 В 7/02, 1979.

3. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2574854/18-24, кл. G 09 В 7/07, 1978 (прототип).

947901

Составитель A.Êàðëîâ

Редактор Н.Ковалева Техред A. Бабинец Корректор Г.Orap

Заказ 5658/75 Тираж 472 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная, 4