Многоступенчатая коробка передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советснин
Социалистичесник
Республик
О П И С А Н И Е < 948203
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. спид-ву— (22) Заявлено 02. 10. 79 (21) 2822780/27-11 с прнсоединениеат заявки М— (23) Приоритет (51)М. Кл.
В 60 К 17/06
6ауйарстаипЫ канятет
СССР
Оо авлаат кзабретеннй я открытий (53) УД 629.. 113-585.1 (088.8) Опубликовано 07.08.82. 6ктллетень Рй 29
Дата опубликования описания 10. 08 . 82 . (72) Авторы изобретения
И.С. Цитович и В.Б. Альгин Л
Институт проблем надежности и долговечности машин
АН Белорусской ССР (71) Заявитель (54) МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспорт. ному машиностроению и может быть использовано преимущественно в трансмиссии автомобиля или автопоезда,средней и большой грузоподьемности.
Известна многоступенчатая коробка передач транспортного средства, содержащая по крайней мере один делитель и основную коробку передач, включающие выполненные заодно первичные валы, о на которых установлена ведущая шестерня привода промежуточного вала основной коробки и установлена свободно . по крайней мере одна ведущая шестерня привода промежуточного вала делителя с возможностью блокирования с первичным валом посредством муфты, соосный первичному вторичный вал основной коробки по крайней мере с одной свобод20 но установленной шестерней и зубчатой муфтой для поочередной связи первичного и вторичного валов и, шестерни вторичного вала с последним и свя2 занные между собой промежуточные валы делителя и основной коробки с закрепленными шестернями, введенными в зацепление с упомянутыми шестернями первичных и вторичного валов(11.
Существенным недостатком этой коробки передач является то, что на прямой передаче осуществляется холостое вращение шестерен. Это ведет к дополнительным потерям мошности на перебалтывание масла в картере коробки передач, трение в опорах и сопряжениях вращающихся деталей.
Цель изобретения — повышение КПД на прямой передачи.
Цель достигается тем, что упомянутая коробка передач снабжена дополнительной муфтой, установленной на первичном валу основной коробки передач для связи его с установленной на нем свободно ведущей шестерней привода промежуточного вала.
На чертеже дана схема предлагаемой многоступенчатой коробки передач.
4 терен 8, 12 привода промежуточных валов, валы 10 и 38 до пары шестерен
32, 24, а с шестерни 24 передается на вторичный вал 18 к выходу коробки передач. Переключение делителя с высшей на низшую ступень осуществляется при перемещении синхронизатора 11 делителя назад. В этом случае момент передается через. пару шестерен 9, 13 привода промежуточного вала вместо пары 8, 12.
Прямая передача включается при перемещении синхронизатора 29 вперед.
Остальные механизмы переключения передач (синхронизатор 11 делителя, синхронизатор 30 и муфта 31 основной коробки передач) находятся в нейтральном положении. В этом случае вал
5 и вал 18 соединяются между собой, и момент от двигателя проходит через коробку передач по этим валам без преобразования. Особенность работы коробки на прямой передаче состоит в том, чу- пары шестерен делителя и основной коробки передач, а также промежуточные валы не приводятся во вращение, и нет потерь, вызванных их принудительным холостым вращением (перебалтывания масла в картере, трения в сопряжениях и других потерь). Это обеспечивает более высокий КПД на прямой передаче в данной коробке передач по сравнению с известными коробками.
Невозможность получения в предлагаемой конструкции одной передачи за счет одновременного включения двух пар шестерен 8, 12 и 9, 13 привода промежуточных валов не является существенным обстоятельством для многоступенчатой коробки передач и может быть при необходимости компенсировано корректировкой передаточных чисел без ущерба для тягово-скоростных качеств автомобиля, поскольку общее число передач в многоступенчатых коробках с делителем составляет не менее восьми-десяти. Вместе с тем, небольшое, но гарантированное повышение КПД коробки обеспечивает значительную экономию топлива в масштабах всего парка автомобилей с многоступенчатыми коробками передач.
Использование предлагаемой конструкции позволяет повысить на 1- 1,5 0
КПД коробки передач на прямой передаче, довести его до 99-99,53 и получить существенный зкономический эффект за счет экономии топлива, 3 94870
Коробка передач включает картер 1 делителя и картер 2 основной коробки передач. В картере делителя на подшипниках 9 и 4 установлен первичный вал 5 делителя, выполненный заодно с первичным валом основной коробки передач, На этом валу свободно на подшипниках 6 и 7 установлены ведущие шестерни 8 и 9 привода промежуточного вала 10. Шестерни 8 и 9 снабжены 1î ответными элементами (зубчатыми муфтами и конусами) для связи с синхрони",àòoðoè 11 делителя, обеспечивающим поочередное соединение этих шестерен с валом 5. Шестерни 8 и 9 входяти5 в зацепление (образуют пары) с шестернями 12 и 13, которые закреплены на валу 10, установленном в картере 1 делителя на подшипниках 14 и !5.
Картер 1 делителя присоединен к картеру,2.основной коробки передач, в которой на подшипниках 16 и 17 установлен соосно валу 5 вторичный вал 18.
На нем установлены на подшипниках 1923 соответственно шестерни 24-28, а также на шлицах передний синхронизатор 29 для соединения между собой первичного 5 и вторичного 18 валов, либо для соединения шестерни 24 четвертой передачи с валом 18, на шлицах задний синхронизатор 30 дяя соединения с валом 18 шестерни 25 третьей передачи, либо шестерни 26 второй передачи, на шлицах зубчатая муфта 31 для соединения с валом 18 шестерни
35 заднего хода 27, либо шестерни 28 пер-, вой передачи. Шестерни 24, 25, 26 и 28 входят в зацепление соответственно с шестернями 32, 33, 34 и 35, шестерня 27 через блок шестерен 36с шестерней 37, которые закреплены на промежуточном валу 38 основной ко-. робки передач, установленном на подшипниках 39 и 40 в картере 2 основной коробки передач. Валы 10 делителя и 38 основной коробки передач соединены между собой с помощью шлицевой муфты 41.
Коробка передач работает следующим образом.
На промежуточной передаче, например на четвертой, при перемещении синхронизатора 29 назад шестерня 24 соединяется с валом 18 основной коробки передач. Высшая ступень делителя включается при перемещении син55 хронизатора 11 делителя вперед. В этом случае крутящий момент от двигателя проходит через вал 5, пару шес948703
Формула изобретения
Составитель С. Белоусько
Редактор Н. Коляда Техред Ж. Кастелевич Корректор Р
Н. Король
Тираж 718 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 6092/18 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 так как большую часть времени автомобиль движется на прямой передаче.
При необходимости на прямой передаче шестерни могут быть заторможены для устранения их возможного холосто- го проворота за счет сил трения. Это позволяет дополнительно повысить КПД коробки.
Многоступенчатая коробка передач транспортного средства, содержащая по крайней мере один делитель и ос- 15 новную коробку передач, включающие выполненные заодно первичные валы, на которых установлена ведущая шестерня привода промежуточного вала основной коробки и установлена свободно2о по крайней мере одна ведущая шестерня привода промежуточного вала делителя с возможностью блокирования с первичным валом посредством муфты соосный первичному вторичный вал
1 основной коробки по крайней мере с одной свободно установленной шестерней и зубчатой муфтой для поочередной связи первичного и вторичного валов и шестерни вторичного вала с последним и связанные между собой промежуточные валы делителя и основной коробки с закрепленными шестернями, введенными в зацепление с шестернями первичных и вторичного валов, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения КПД на прямой передаче, она снабжена дополнительной муфтой, установленной на первичном валу основной коробки передач для связи его с установленной на нем свободно ведущей шестерней привода промежуточного вала.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США Н 2329354, кл. 74-333, 1943 (прототип).