Устройство для проветривания тоннелей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Ь П И С А Н И Е ()949199

ИЗЬБРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.12.80 (21) 3215211/22-03 с присоединением заявки №вЂ” (51) М. Кл.з

Е 21 F 1/00 (23) Приоритет—

Гасударственных кеннтет

СССР (53) УДК 624.197..94 (088.8) Опубликовано 07.08.82. Бюллетень №29

Дата опубликования описания 17.08.82 пв делан лзебретеннй к еткрнтий

f. "" и

А. Н. Веденин, С. Г. Гендлер и Б. Е. 4лавий(:;:;:

/fá у-, / с.:

Ленинградский ордена Ленина, ордена С)ктябрьской Ревщ1юций и ордена Трудового Красного Знамени..горйьтй ".1тнститут им. Г. В. Плеханова и Новосибирский филиал Всесоюзного научноисследовательского института транспортного строительства (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕТРИВАНИЯ ТОННЕЛЕЙ

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано.для управления вентиляцией и тепловым режимом подземных выработок и тоннелей.

Известно устройство для снижения интенсивности воздухообмена путем создания воздушных завес, включающее вентиляторы, камеру вентиляторов, входные каналы и выходные каналы, продольная ось которых направлена под углом к оси тоннеля, обеспечивающим прерывание движущейся по тоннелю воздушной струи (1).

Недостатком этого устройства является невозможность его применения для проветривания тоннелей, хотя оно включает те же конструктивные элементы, что и вентиляционное устройство. Поэтому в вентиляционных системах оно должно применяться лишь совместно с вентиляционным устройством, что усложняет конструкцию и эксплуатацию вентиляционных систем.

Известно устройство для проветривания тоннелей, включающее вентилятор, камеру вентилятора, входной и выходной каналы, оборудованные в местах сопряжения с тоннелем эжекторными насадками, выполненными в виде кольцевой щели, и поворотными заслонками (2) .

Однако это устройство не может быть эффективно использовано для одновременного управления вентиляцией и тепловым

5 режимом тоннеля, в связи с чем оно должно применяться совместно с устройс твом для создания воздушной завесы, что неэкономично, так как требует дополнительного оборудования и повышенных эксплуатационных

1ю затрат

Целью изобретения является повышение экономичности и эффективности управления вентиляцией и тепловым режимом тоннелей путем осуществления одновременного их проветривания.

Поставленная .цель достигается тем, что устройство снабжено диафрагмами, расположенными в основных входном и выходном каналах, и регуляторами расхода воздуха, соединенными с диафрагмами, при этом в месте сопряжения основных входного и выходного каналов с тоннелем выполнены дополнительные входные и выходные каналы, причем регуляторы расхода воздуха установ949199

З0

Формула изобретения

55 лены с возможностью подачи воздуха в основные и дополнительные каналы.

Кроме того, камера вентилятора снабжена калорифером.

На чертеже показано предлагаемое устройство в плане.

Устройство для проветривания размещено в двух эжекторных камерах 1, выполненных по оси тоннеля 2, и в камере вентилятора 3, расположенной параллельно тоннелю и соединенной с эжекторными камерами входным каналом 4 и выходным каналом 5. В каждой эжекторной камере 1 по периметру сечения путевого тоннеля выполнена эжекторная насадка 6 в виде сопла, образующая со стенками камеры кольцевую щель 7, полого «опряженную с тоннелем 2. В вентиляционной камере 3 установлены вентилятор 8 и калорифер 9. Входной 4 и выходной 5 каналы сопряжены с тоннелем 2 люками, оснащенными поворотными заслонками, соответственно 10 и 1!. В месте сопряжения основных входного 4 и выходного каналов 5 с тоннелем 2 выполнены дополнительные входной 12 и выходной 13 каналы. В основных входном 4 и выходном 5 каналах расположены диафрагмы 14 и 15 и соединенные с ними регуляторы расхода воздуха 16 и 17 соответственно. Для повышения интенсивности работы устройства поверхность тон. неля на длину зоны 18 смещения воздушных потоков выполнена гладкой.

Устройство работает следующим образом.

Для создания направленного потока воздуха в тоннеле входной канал 4 поворотной заслонкой !О открывают, выходной канал 5 поворотной заслонкой 11 закрывают и включают вентилятор 8 (при необходимости подогрева воздуха включают также калорифер 9) . Воздух засасывается вентилятором в открытый входной основной канал 4, проходит через вентиляционную камеру 3, поступает в основной выходной канал 5 и выбрасывается в тоннель через кольцевую щель 7 правой эжекторной камеры 1.

В последующем управление тепловым и вентиляционным режимом тоннеля осуществляют при помощи диафрагм 14 и 15 с регуляторами 16 и 17. Диафрагму 14 и регулятор 16 в левой эжекторной камере устанавливают в положение, при котором кольцевая щель 7 со стороны входного канала 4 перекрыта, а дополнительный канал 12 полностью открыт. Диафрагму 15 и регулятор 17 в правой эжекторной камере устанавливают в одно из трех положений: дополнительный выходной канал 13 полностью перекрыт, а кольцевая щель 7 открыта; дополнительный выходной канал 13 открыт, а кольцевая щель полностью перекрыта; дополнительный выходной канал 13 и кольцевая щель 7 открыты частично

В первом случае воздух выходит из вентиляционного устройства в тоннель через кольцевую щель 7 правой эжекторной камеры, например в теплое время года, когда тоннелю не угрожает опасность обмерзания.

Во втором случае весь воздух из вентиляционного устройства поступает в тоннель через дополнительный канал 13, образуя воздушную,: а при включенном калорифере— воздушно-тепловую, завесу. Такой режим устанавливают, например, в наиболее холодное время года и при сильном ветровом напоре в период интервалов между проходящими через тоннель поездами. В третьем случае подаваемый в тоннель воздух разделяется на два потока: поток через кольцевую щель 7 создает вентиляционную струю, а поток через дополнительный канал — воздушную завесу. Соотношение интенсивностей этих потоков регулируют поворотом диафрагмы 15 и регулятора 17. Такой режим целесообразно устанавливать на протяжении большей части холодного периода при отсутствии ветрового напора в сторону вентиляционного потока. Этот режим обеспечивет одновременное проветривание тоннеля и создание в нем воздушной завесы.

При реверсировании положение поворотных заслонок и диафрагм с регуляторами в левой и правой . эжекторных камерах изменяют на противоположное.

Возможен вариант конструктивного выполнения устройства без реверсирования воздушной струи, например при расположении устройства вблизи портала тоннеля. В этом случае сооружается только одна эжекторная камера, соединенная с вентиляционной камерой основным выходным каналом 5. При этом основной входной канал 4 оканчивается входным отверстием, сообщенным непосредственно с атмосферой и оснащенным поворотной заслонкой для регулирования количества засасываемого воздуха.

Устройство в этом варианте функционирует аналогично описанному.

Наличие дополнительных входного и выходного каналов и диафрагмы с регуляторами расхода воздуха делает устройство для проветривания тоннелей более универсальным и создает возможность управления вентиляционным и тепловым режимом тоннелеи и других подземных сооружений без применения специальных устройств, строительство и эксплуатация которых сопряжены с дополнительными затратами.

1. Устройство для проветривания тоннелей, включающее вентилятор, камеру вентилятора, основные входной и выходной каналы, оборудованные в местах сопряжения с тоннелем эжекторными насадками, выпол949199

Составитель Н. Иванова

Редактор И. Митровка Техред А. Бойкас Корректор М. Шароши

Заказ 5464/16 Тираж 470 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ненными в виде кольцевой щели, и поворотными заслонками, отличающееся тем, что, с целью повышения экономичности и эффективности управления вентиляцией и тепловым режимом тоннелей путем осуществления одновременного их проветривания, устройство снабжено диафрагмами, расположенными в основных входном и выходном каналах, и регуляторами расхода воздуха, соединенными с диафрагмами, при этом в месте сопряжения основных входного и выходного каналов с тоннелем выполнены дополнительные входной и выходной каналы, причем регуляторы расхода воздуха установлены с возможностью подачи воздуха в основные и дополнительные каналы.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что камера вентилятора снабжена калорифером.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Поляков А. Х. Проектирование вентиляции тоннелей. М., Госстройиздат, 1971, с. 98, 100.

2. Авторское свидетельство. СССР № 605983, кл. Е 21 F 1/00,1976 (прототип).