Упругий подшипниковый узел

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(Ä)949232

ОП ИСАНИЕ

ИЗЬБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 687273 (22) Заявлено 26.11.80 (21) 3007856/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 07.08.82. Бюллетень №29

Дата опубликования описания 17.08.82 (51) M. Кл з

Г 16 С 17/02

Гасударственный кемитет

СССР (53) УДК 621.822..5 (088.8) по денем изобретений и еткрмтий (72) Автор изобретения

Б. М. Сойки н (71) заявитель . (54) УПРУГИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано.в качестве подшипников скольжения, работающих в условиях воздействия абразивной среды и больших перепадов температур.

По основному авт. св. № 687273 известен упругий подшипниковый узел, содержащий корпус, смонтированные в нем упругую втулку, закрепленную у торцов, средняя часть которой размещена с зазором относительно корпуса, и вал, рабочая поверхность которого вблизи торцов втулки выполнена цилиндрической, при этом упругая втулка выполнена бочкообразной формы в средней части, а в корпусе выполнена бочкообразная выточка с диаметральными и осевыми размерами, превышающими соответствующие размеры бочкообразной части втулки, кроме того, вал в средней части выполнен бочкообразной формы, а цилиндрические участки рабочей поверхности вала выполнены с меньшим диаметром, чем рабочая поверхность втулки 11).

Однако известный подшипниковый узел обладает недостаточной демпфирующей способностью из-за большой изгибной жесткости втулки и невысокой надежностью и долговечностью, так как при попадании абразивных частиц в зону трения происходит интенсивное изнашивание как самой втулки, так и вращающегося вала.

Цель изобретения — увеличение демпфирующей способности подшипникового узла, повышение надежности и долговечности его работы в условиях воздействия абразивной среды и повышенных перепадов температур.

Поставленная цель достигается тем, что упругий подшипниковый узел, содержащий корпус, смонтированные в нем упругую втулку, закрепленную у одного из торцов, средняя часть которой размещена с зазором относительно корпуса, и вал, рабочая поверхность которого вблизи торцов втулки выполнена цилиндрической, упругая втулка закреплена в корпусе у другого торца и выполнена бочкообразной формы в средней части, а в корпусе выполнена бочкообразная выточка с диаметральными и осевыми размерами, превышающими соответствующие размеры бочкообразной части втулки, при этом вал в средней части выполнен бочкообразной формы, а цилиндрические участки рабочей поверхности вала

949232 выполнены с меньшим диаметром, чем рабочая поверхность втулки, упругая втулка выполнена в средней части с продольными прорезями, расположенными между ее закрепленными цилиндрическими участками, при этом на наружной поверхности втулки между ее цилиндрическими участками выполнена выборка.

На фиг. 1 изображен упругий подшипниковый узел, продольный разрез; на фиг. 2— поперечный разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — продольный разрез одного из вариантов выполнения упругого подшипникового узла.

Упругий подшипниковый узел содержит корпус 1 и размещенные в нем упругую втулку 2 и вал 3. Упругая втулка 2 закреплена в корпусе 1 с обоих торцов по цилиндрическим поверхностям 4 и 5, а в средней своей части 6 выполнена криволинейной.

Вал 3 в средней части 7 также выполнен криволинейным; а вблизи торцов втулки 2 имеет цилиндрические участки 8 и 9 рабочей поверхности, диаметр которых меньше, чем диаметр рабочей поверхности 10 втулки 2. Кроме того, в упругой втулке 2 в средней криволинейной части 6 выполнены продольные прорези 11, расположенные между ее закрепленными цилиндрическими поверхностями 4 и 5, а на наружной поверхности втулки 2 выполнена выборка 12, в результате чего участки 13 и 14 имеют меньшую толщину стенки, чем участки цилиндрических поверхностей 4 и 5 и участок криволинейной части 6.

Участки 13 и 14 вместе с продольными прорезями 11 выполняют основные функции демпфируюших элементов втулки 2, увеличивая демпфируюшую способность втулки 2 в радиальном и осевом направлениях и обеспечивая автоматическую компенсацию ее диаметральных размеров при износе и нагреве, и, кроме того, дают возможность беспрепятственно удалять с поверхности вала 3 абразивные частицы, попадающие в зону трения.

В тех случаях, когда нет необходимости демпфировать вал 3 в осевом направлении рабочая поверхность втулки 2 делается цилиндрической по аналогии с поверхностью вала 3 (фиг. 3). Данное конструктивное решение может быть использовано в парах трения, содержащих неподвижную ось 3 и вращающуюся деталь 1.

Установка упругой втулки 2 в корпус 1 осуществляется посредством ее запрессовки по посадке с натягом. Вал или ось 3 устанавливают после запрессовки втулки 2.

Формула изобретения

Упругий подшипниковый узел по авт. св. № 687273, отличающийся тем, что, с целью увеличения демпфирующей способности и повышения долговечности в условиях воздействия абразивной среды и повышенных температур, упругая втулка выполнена в средней части с продольными прорезями, расположенными между ее закрепленными цилиндрическими участками, при этом на наружной поверхности втулки между ее цилиндрическими участками выполнена выборка.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство № 687273, кл. F 16 С 17/02, 1978.

При наличии криволинейных поверхностей Скольжения 6 и 7 вал 3 пропускается в отверстие втулки 2 до момента западания участка 7 вала 3 в соответствующий участок 6 на втулке 2. В этом случае упругая втулка 2 выполняет роль своеобразной защелки. В свободном состоянии внутренний диаметр втулки 2 на рабочем ее участке делается меньше диаметра вала.

В собранном виде втулка 2 оказывает постоянное давление на вращающийся вал 3, исключая появление зазора между трущимися поверхностями, несмотря на их постепенное изнашивание. Имеющиеся продольные прорези 11 выполняют при этом функции очистных инструментов, соскабливающих с вала 3 абразивные частицы. При наличии системы непрерывной подачи смазки в зону трения все загрязнения вымываются из продольных прорезей 11 и удаляются через зазор между поверхностями 8 — 10, что позволяет значительно увеличить срок службы подшипникового узла, и является целью изобретения.

В процессе работы подшипникового узла утолщенная криволинейная рабочая часть 6 втулки 2 практически не демпфируется, а лишь смещается параллельно оси вала 3.

Благодаря этому, происходит плотное безотрывное прилегание рабочей поверхности втулки 2 к вращающему валу 3, что уменьшает вероятность попадания абразивных частиц между трущимися поверхностями и повышает надежность и долговечность работы узла.

Изобретение повышает долговечность подшипникового узла в жестком режиме его работы, сопровождаемом ударными

as нагрузками.

949232

А-А

Составитель Г. Колтанюк

Редактор Е. Лазуренко Техред А. Бойкас Корректор М. Коста

Заказ 5471/18 Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4