Подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<»>949233 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.01.81 (21) 3241199/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
F 16 С 27/02
F 16 С 33/04
Гепударствелныв канлтет
Опубликовано 07.08.82. Бюллетень № 29
Дата опубликования описания 17.08;82 (53) УДК 621.822..5 (088.8) пю делан еэобретений и открытий (72) Авторы изобретения
С. Д. Рязанов, В. А. Зикее
В. Ф. Погоиев и В. А (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокооборотных опорных узлах различных агрегатов.
Известен подшипник скольжения, содержащий опорную втулку и вращающуюся цапфу вала. Опорная втулка снабжена несколькими посадочными выступами на наружной поверхности и установлена с заданным натягом в корпусе подшипника (1).
Однако известная конструкция является реверсивной, т. е. гидродинамический эффект проявляется при вращении в обоих направлениях. В создании несущего жидкостного клина участвует только половина опорной поверхности, так как конфузорные участки зазора чередуются с равными им диффузорными участками, что снижает несущую способность подшипника.
Цель изобретения — повышение несущей способности и виброустойчивости подшипника скольжения.
Поставленная цель достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем корпус, цапфу вала и установленную между ними упругую втулку с выступами на наружной поверхности, неопертые участки
2 втулки выполнены с переменной толщиной, увеличивающейся по направлению вращения вала.
Кроме того, у торцев втулки со стороны корпуса выполнены кольцевые бурты.
На фиг. 1 изображен подшипник скольжения, разрез; на фиг. 2 — то же, с кольцевыми буртами.
Подшипник содержит вращающуюся цапфу 1, опорную втулку 2 с посадочными выступами 3, неопертые участки которой выполнены с переменной толщиной. При установке опорной втулки 2 в корпус подшипника с определенным натягом происходит ее деформация. Поскольку толщина
1s неопертых участков втулки 2 имеет переменное значение, то в результате ее деформации радиальный зазор между втулкой и цапфой принимает клиновидную форму. Под посадочными выступами 3 радиальный зазор имеет минимальное значение, а протяженность конфузорного участка боль ше по сравнению с диффузорным.
Вращение цапфы вала вызывает появление гидродинамических сил, поддерживающих вал. Суммарная сила гидродинамичес949233 кого давления в конфузорном зазоре для предлагаемой конструкции превышает аналогичную силу в известном устройстве.
При выполнении опорной втулки из полимерного материала, кроме упругого деформирования от предварительного натяга, происходит деформация, вызванная разностью коэффициентов температурного расширения материалов втулки и корпуса. Величина и форма рабочего зазора в значительной степени будет зависеть от температурного режима работы подшипника, который трудно поддается контролю. В этом случае особенно целесообразно применение предлагаемой конструкции, так как кроме создания гидродинамического расклинивания она позволяет компенсировать тепловое расширение опорной втулки и предотвратить заклинивание подшипника.
Опорная втулка 2 снабжена кольцевыми буртиками 4 (фиг. 2). Если подача смазки производится с одного из торцев, то на противоположной стороне выполняется один буртик.
Изобретение позволяет повысить несущую способность подшипника на 20 — 30%, уменьшить радиальный зазор по торцам втулки, снизить расход смазки. Кроме того, смазочный клин оказывается замкнутым о с торцев, что дополнительно повышает гидродинамическое давление, уменьшает краевой эффект подшипника.
Формула изобретения
1. Подшипник скольжения, содержащий
1о корпус, цапфу вала и установленную между ними упругую втулку с выступами на наружной поверхности, отличающийся тем, что, с целью повышения несущей способности и виброустойчивости, неопертые участки втулки выполнены с переменной толщиной, увеличивающейся по направлению вращения вала.
2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что втулка выполнена с кольцевыми буртами, расположенными у ее торцев со о стороны корпуса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Великобритании № 1517160, кл. F 2 А, 1978 (прототип).
949233
Составитель Б. Моисеева
Редактор Е. Лазуренко Техред А. Бойкас Корректор М. Коста
Заказ 5471/18 Тираж 803 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и оч крытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4