Способ изготовления вкладышей подшипников скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗЬБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< >949237 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.06.78 (21) 2636517/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл.

F 16 С 33/14

Гесудлретвеннмй кемнтет (53) УДК 621.822..5 (088.8) Опубликовано 07.08.82. Бюллетень № 29

Дата опубликования описания 17.08.82 а делам наееретеннй н еткрмтий

М. А. Салтыков, В. Г. Быков, М. Н. Горбунов, . Е мак и Г. П. Котельникова (72) Авторы изобретения

Коломенский тепловозостроительный заво им. В. В. Куйбышева (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВКЛАДЫШЕЛ ПОДШИПНИКОВ

СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению, а конкретно к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) тепловозов.

Известен способ изготовления вкладышей подшипников скольжения, заключающийся в заливке антифрикционного сплава (например свинцовистой бронзы) на поверхность стальной трубчатой заготовки, разрезке последней на вкладыши и их пластическом деформировании (1).

Недостатком известного способа является то, что в антифрикционном слое готового вкладыша имеются остаточные напряжения сжатия, которые, суммируясь с рабочими напряжениями, приводят к изменениям геометрических размеров вкладышей во время эксплуатации вследствие превышения предела упругости материала антифрикционного слоя, что снижает срок службы вкладыша и уменьшает нагрузочную способность его.

Цель изобретения — повышение долговечности и нагрузочной способности вкладышей подшипников скольжения.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу изготовления вкладышей подшипников скольжения, преимущественно для ДВС, включающему заливку антифрикционного сплава на поверхность стальной трубчатой заготовки, разрезку заготовки на вкладыши и их пластическое деформирование, операцию пластического деформирования вкладышей производят путем приложения усилий к поверхностям стыка на величину окружной относительной деформации, равную 2,2 — 2,8%, после чего вкладыши упруго деформируют приложением усилия в плоскости стыков до достижения изгибных напряжений сжатия в антифрикционном слое в среднем сечении вкладыша, равных 0,20 — 0,25 предела текучести, и в таком состоянии подвергают нагреву и выдержке для релаксации напряжений сжатия в указанном слое.

Пластическое деформирование вкладышей поднимает сопротивление совместному действию окружных механических (монтажных) и температурных напряжений сжатия. Нагрев и выдержка вкладышей при приложенном усилии в плоскости стыков, обеспечивающем упругую деформацию антифрикционного слоя в указанных преде949237

Формула изобретения

Составитель В. Афонин

Редактор А. Химчук Техред А. Бойкас Корректор М. Коста

Заказ 5471/18 Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и оз крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 лах, приводит к появлению остаточных напряжений растяжения в нем после охлаждения, которые противоположны по знаку рабочим напряжениям сжатия.

Способ изготовления вкладышей из свинцовистой бронзы подшипников ДВС осуществляют следующим образом.

Расплавленную свинцовистую бронзу заливают в трубчатую заготовку и охлаждают. После чего заготовку механически обрабатывают и разрезают на заготовки 10 вкладышей, каждый из которых затем устанавливают в приспособление (полупостель) на прессе и обжимают приложением усилия к торцам до достижения окружной относительной пластической деформации, равной 2,2 — 2,8 /0.. Затем после механической обработки вкладыша его устанавливают в приспособление и упруго деформируют приложением усилия в плоскости стыков до достижения изгибных напряжений сжатия в антифрикционном слое в среднем 20 сечении вкладыша, равных 0,20 — 0,25 предела текучести, после чего приспособление с вкладышем устанавливают в печь, нагревают до 245 — 255 С и выдерживают в течение 3,5 — 4,5 ч. Затем охлаждают вкладыш, предварительно извлеченный из приспособления, на воздухе и производят окончательную его чистовую обработку.

Использование предлагаемого способа позволяет сохранить форму и размеры вкладышей при длительной работе под- 0 шипника скольжения в ДВС и в конечном итоге повысить их долговечность и нагрузочную способность.

Способ изготовления вкладышей подшипников скольжения, преимущественйо для двигателей внутреннего сгорания, включающий заливку антифрикционного спла ва на поверхность стальной трубчатой заготовки, разрезку ее на вкладыши и их пластическое деформирование, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности и нагрузочной способности, пластическое деформирование вкладышей производят путем приложения усилий к поверхностям стыка на величину окружной относительной деформации, равную 2,2 — 2,8о/о, после чего вкладыши упруго деформируют приложением усилия в плоскости стыков до достижения изгибных напряжений сжатия в антифрикционном слое в среднем сечении вкладыша, равных 0,20 — 0,25 предела текучести, и в таком состоянии подвергают нагреву и выдержке для релаксации напряжений сжатия в указанном слое.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции № 2028884, кл. F 16 С 33/00, 1970.