Система охлаждения барабанно-колодочного тормоза

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

< >949244 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.03.81 (21) 3258331/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл

F 16 D 65/853

Гееударственнмй кемнтет

СССР (53) УДК 62-592 (088.8) Опубликовано 07.08.82. Бюллетень № 29

Дата опубликования описания 17.08.82 ню делам нзебретеннй и еткрмтий

А. И. Вольченко, Д. А. Вольченко,,Л. Н. Князев, Н. M. Клиса и Ю. В. Твердохлеб (72) Авторы изобретения

Ивано-Франковский институт нефти и газа (71) Заявитель (54) СИСТЕМА ОХ,ЛАЖДЕНИЯ БАРАБАННО-КО,ЛОДОЧНОГО

ТОРМОЗА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к автомобильной промышленности, и может быть использовано в транспортных средствах.

Известен охлаждаемый барабанно-колодочный тормоз, содержащий тормозной барабан, основание, разжимные колодки с фрикционными и теплоотводящими накладками, охлаждающее устройство, выполненное в виде тепловой трубы с охлаждающим агентом, и теплопроводы, одним концом соединенные с теплоотводящими накладками, а другим погруженные в охлаждающий агент. При этом тепловая труба выполнена в виде тора, установленного в тормозном щите„а охлаждающий агент размещен в нижней части тора.

Теплопроводы выполнены гибкими, а теплоотводящие накладки подпружинены относительно соответствующих колодок (1) .

Однако известный тормоз имеет сложную конструкцию и увеличенный строительный объем из-за выполнения в тормозном щите тепловой трубы торообразного вида.

Наличие уплотнений и ряда деталей в конструкции тормоза снижает надежность его работы. Кроме того, тепловая труба не может создать интенсивного охлаждения пары трения в процессе движения автотранспортного средства, поскольку закрыта его выступающими элементами. При этом в указанном тормозе не достигается равнонагруженность пар трения ввиду раздельного подключения теплопроводных накладок к тепловой трубе посредством теплопроводов.

Целью изобретения является уменьшение габаритов конструкции и одновременное повышение надежности работы путем интенсификации охлаждения и обеспечения тепловой равнонагруженности пар трения барабанно-колодочного тормоза.

Указанная цель достигается тем, что система охлаждения барабанно-колодочного тормоза, содержащая теплопроводные накладки, установленные на тормозных колодках, устройство для отвода тепла, а также изолированный теплопровод, соединенный с ним одним концом, снабжена дополнительными теплопроводом, связывающим теплопроводные накладки тормозных колодок, устройство для отвода тепла выполнено в виде теплообменника, а изоли949244 рованный теплопровод свободным концом соединен с дополнителЬным теплопроводом.

При этом теплообменник выполнен в виде верхнего бачка радиатора системы охлаждения двигателя.

Кроме того, теплообменник выполнен

5 в виде радиатора с развитой теплоотводящей поверхностью.

На фиг. 1 показан тормоз,; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3— пример выполнения соединения с теплооб- 10 менником, имеющим развитую теплоотводящую поверхность.

Барабанно-колодочный тормоз содержит тормозной барабан 1, фракционные 2 и теплопроводные 3 накладки тормозных коло15 док 1, между которыми расположен разжимной кулак 5 и соединяющие их возвратные пружины 6. Теплопроводные накладки

3 тормозных колодок 4 с помощью шпилек

7 изолирующих прокладок 8 резьбовым соединением 9 прикреплены к основанию 10 2о и соединены дополнительным теплопроводом 11. Последний соединен с основным изолированным теплопроводом 12, который через отверстие в основании 13 подключен к теплообменнику.

Теплообменник может быть выполнен с естественным воздушным охлаждением, например в виде элемента с развитой поверхностью 13, расположенного на транспортн о м с редстве.

Изолированный основной теплопровод

12 выполнен для того, чтобы уменьшить потери тепла при передаче от дополнительного теплопровода 11 к теплообменникам.

Затем через термоизоляционную подставку

15 он подключается к воздушному теплообменнику 14.

Термоизоляционная подставка 15 с воздушным теплообменником 14, имеющим развитую поверхность, устанавливается сверху вентиляционных люков автобусов и грузовых автомобилей, на багажниках легковых 4> автомобилей, расположенных сверху кузова. Возможны и другие конструктивные схемы размещения воздушных теплообменников.

Концы 16 и 17 основного теплопровода

12 от каждого тормозного механизма мо- 45 гут быть подключены к воздушному теплообменнику !4.

В качестве теплообменника может быть использован верхний бачок радиатора (не показан} системы жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, автотранспортного средства.

Возможны другие конструктивные схемы подключения основных теплопроводов 12 к жидкостным теплообменникам, применяемых на автотранспортных средствах и в ма- 55 шиностроении.

Охлаждаемый барабанно-колодочный тормоз работает следующим образом.

При взаимодействии тормозного барабана 1 с рабочими поверхностями фрикционных 2 и теплопроводных 3 накладок на их поверхностях генерируется тепло. Вследствие разных по величине коэффициентов теплопроводности материала фрикционной 2 и теплопроводной 3 накладок большая часть тепла поглощается теплопроводной накладкой 3. При этом на активной тормозной колодке 4 (верхняя), прижимаемой моментом трения к тормозному барабану 1, генерируется больше тепла, чем на пассивной колодке 4 (нижняя), которая отжимается моментом трения от тормозного барабана 1. В результате соединения теплопроводных накладок 3 дополнительным теплопроводом 11, являющегося теплообменником, тепло от теплопроводной накладки 3 активной колодки 4 рассеивается от дополнительного теплопровода 11 в омывающий его воздух. Таким образом, обеспечивается тепловая равнонагруженость пар трения охлаждаемого барабанно-колодочного тормоза.

Затем тепло от дополнительного теплопровода 11 посредством теплоизолированного основного теплопровода 12 передается теплообменнику 14, который охлаждается встречным потоком воздуха, омывающего теплообменник 14 в процессе движения автотранспортного средства. Скорость рассеивания тепла от теплообменника 14 зависит от скорости движения автотранспортного средства.

При подсоединении основных теплопроводов 12 к верхнему бачку радиатора (не показан) жидкостной системы охлаждения двигателя снижение теплонагруженности фрикционных пар тормозных механизмов автотранспортного средства осуществляется следующим образом. Тепло от нагретых теплопроводных накладок 3 через дополнительный теплопровод 1! и основной теплопровод 12 проводится к нетеплоизолированным его концам 16 и 17, вмонтированных в верхний бачок радиатора и передается омывающему их охлажденному агенту.

Таким образом, применение охлаждаемого барабанно-колодочного тормоза позволяет обеспечить тепловую равнонагруженность, повысить эффективность, надежность и долговечность его фрикционных пар.

Форм ла изобретения

1. Система охлаждения барабанно-колодочного тормоза, содержащая теплопроводные накладки, установленные на тормозных колодках, устройство для отвода телла, а также изолированный теплопровод, соеди. ненный с ним одним концом, отличающаяся тем, что, с целью повышения интенсивности и равномерности охлаждения, она снабже949244

Составитель Е. Ахматова

Редактор Н. Пушненкова Техред А. Бойкас Корректор И. Муска

Заказ 5473/) 9 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 на дополнительным теплопроводом, связывающим теплопроводные накладки тормозных колодок, устройство для отвода тепла выполнено в виде теплообменника, а изолированный теплопровод свободным концом соединен с дополнительным теплопроводом.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что теплообменник выполнен в виде верхнего бачка радиатора системы охлаждения двигателя.

3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что теплообменник выполнен в виде радиатора с развитой теплоотводящей поверхностью.

5 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 761768, кл. F 16 65/853, 1978 (прототип).