Устройство для исследования упругофрикционных характеристик кольцевых демферов сухого трения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<„>949376 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 17.11 80 (Л) 3006960/25-28 с присоединением заявки N9
Р1 М К„з
G 01 М 7/00
1F 16 F 7/06
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДК620 ° 178. . 53(088. 8) Опубликовано 070882. Бюллетень М929
Дата опубликования описания 07.08 82 (71) 3 а яв итель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРУГО-ФРИКЦИОННЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК КОЛЬЦЕВЫХ ДЕИПФЕРОВ СУХОГО ТРЕНИЯ
Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для исследования характеристик кольцевых демпферов сухого трения.
Известно устройство для определения циклической энергии рассеивания в демпферах, содержащее основание, две соосно размещенные на нем опоры, узел нагружения, выполненный в виде ротора с дисбалансом и установленный в опорах на подшипниках, и механизм зажима демпфера f1).
Недостатком данного устройства является его конструктивная сложность.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для исследования упругофрикционных характеристик кольцевых демп "ров сухого трения, содержащее корпус, установленный на нем поворотный стол, жестко закрепленный ыа последнем вал, свободно охватывающую вал, втулку,.зазор между которой и валом предназначен для установки исследуемого демпфера, силовозбудитель, взаимодействующий с втулкой, о
-и два расположенных под углом 90 друг к другу регистрирующих датчика (2).
В данном устройстве вал и опоры силовозбудителя закреплены в корпусе жестко и консольно. При создании.
5 нагружающего усилия в месте закрепления вала и опоры в корпусе возникнут силы реакции, равные по величине и противоположные по направлению действующим нагрузкам. Для обеспечения жесткости вал, опоры силовозбудителя и корпус необходимо упрочнять, что приведет к увеличению их габаритов и усложнению конструкции (cM.òåõí.îT÷å Р 7608 "Разработка и исследование многослойных демпфеt5 ров двигателей летательных аппаратов"). Прогибы вала, которые могут зарегистрировать датчики, недопустимы,.так как они войдут составной частью в деформацию демпфера и при2О ведут к погрешностям исследования.
Недопустимы также прогибы опор силовозбудителя и корпуса, которые регистрируются датчиком силовоэбудителя, так как они приводят к погреш25 ностям в передаче нагружающего усилия по величине и направлению или даже к заклиниванию силовоэбудителя в своих опорах.
Цель изобретения — повышение точности снятия характеристик.
949376
Указанная цель достигается эа счет того, что в устройстве для исследования упруго-фрикциониых характеристик кольцевых демпферов сухого трения содержащем корпус, установленный на нем поворотный стол, жестко закрепленный на последнем вал, свободно охватывающую вал втулку, зазор между которой и валом предназначен для установки исследуемого демпфера, силовоэбудитель, взаимодействующий с втулкой, и два расположенных под углом 90 друг к другу регистрирующих датчика, корпус выполнен с направляющими, оси которых перпендикулярны оси вала и расположены в плоскости действия нагрузки, устройство снабжено диском, жестко закрепленным на валу, и установленной в направляющих рамой, имеющей шарнирную катковую опору, взаимодействующую с цилиндрической поверхностью диска, а силовозбудитель закреплен на раме.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид, на фиг. 2 разрез A-А на фиг. 1.
Устройство содержит поворотный стол 1 с жестко закрепленным в нем валом 2, имеющим диск 3. На вал 2 свободно и соосно устанавливается втулка 4 с регистрирующими датчиками
5 и 6, расположенными под углом 90 друг к другу. Между втулкой 4 и валом 2 устанавливается исследуемый кольцевой демпфер 7. Силовозбудитель
8, включающий в себя подшипник 9, ходовой винт 10 и гайку 11, взаимодействует с цилиндрической поверхностью, втулки 4 через подшипник 9 и закреплен в раме 12, установленной . в направляющих 13 и 14 корпуса 15 в плоскости действия нагрузки демпфера. Рама 12 имеет шарнирно-катковую опору 16, взаимодействующую с цилиндрической поверхностью диска 3.
Устройство работает следующим образом.
При вращении ходового винта 10 в гайке 11 силовозбудитель 8 перемещается и через подшипник 9 вступает в контакт с поверхностью а втулки 4, а рама 12 перемещается в обратном направлении и через шарнирно-катковую опору 16 вступает в контакт с поверхностью Ь. В результате приложения нагрузок на испытуемый демпфер
7 втулка 4 с датчиками 5 и 6 смещается в направлении вектора деформации и занимает эксцентричное положение относительно оси вала 2. Величина деформации регистрируется датчиками 5 и 6. При этом все нагрузки замыкаются в плоскости рамы 12 от силовозбудителя 8 через подшипник
Формула изобретения
Устройство для исследования упруго-фрикционных характеристик кольцевых демпферов сухого трения, содержа35 щее корпус, установленный на нем поворотный стол, жестко закрепленный на последнем вал, свободно охватывающую втулку, зазор между которой и валом предназначен для установки исследуемого демпфера, силовозбудитель, взаимодействующий с втулкой, и два расположенных под углом 90 друг к другу регистрирующих датчика, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности снятия ха45 рактеристик, корпус выполнен с направляющими, оси которых перпендикулярны оси вала и расположены в плоскости действия нагрузки, устройство снабжено диском, жестко закрепленным на валу, и установленной в направляющих рамой, имеющей шарнирную катковую опору, взаимодействующую с цилиндрической поверхностью диска, а силовозбудитель закреплен на раме.
Источники информации,, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9199458, кл. F 16 F 9/00, 1966.
2. Авторское свидетельство СССР бО @665151, кл. F 16 F 9/00, 1976 (npoтотип).
О
20
9 на втулку 4, демпфер 7, вал 2, диск 3 и на опору 16, в которой возникают силы реакции, равные по величине и противоположные по направлению действующим нагрузкам., Снятие упруго-фрикционных характеристик демпфера производится путем измерения его деформаций (в двух взаимно перпендикулярных плоскостях) под нагрузкой при различных его угловых положениях по отношению к направлению действующей нагрузки,что достигается нагружением демпфера с одновременным его вращением.
Применение в устройстве рамы, расположенной подвижно относительно поворотного стола в плоскости действия нагрузки, снабженной шарнирной опо-.. рой, взаимодействующей с поверхностью диска, выполненного на валу, с закрепленным в раме силовозбудителем, взаимодействующим с поверхностью втулки, позволит замкнуть нагрузку на раме, разгрузить поворотный стол и корпус, а само устройство эксплуатировать на несиловых корпусах. При этом обеспечивается жесткость устройства, уменьшаются габариты и повышается точность при снятии характеристик.
949376 т7ле Ф
Рир У
Составитель А.Маюкии
ТехредМ. Гергель Корректор В.Бутяга
Редактор Н.Джуган
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 5730/25, Тираж 887 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5