Узел соединения деталей трансформирующегося каркаса

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

()950868

ОП ИСАНИЕ

ИЗЬБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 11.12.80 (2 1) 3258412/29-33 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

Е 04 В 1/32

Е 04 В 1/58.Гееударствеиимй кемитет (53) УДК 69.057..4 (088.8) Опубликовано 15.08.82. Бюллетень № 30

Дата опубликования описания 25.08.82 ие делам иэобретеиий и еткрмтий (72) Авторы изобретения

И. Н. Мишанин, В. А. Калинцев и В. А. (71) Заявитель

Пензенский инженерно-строительный ин (54) УЗЕ,Л СОЕДИНЕНИЯ ДЕТА,ЛЕЙ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ

КАРКАСА

Изобретение относится к области строительства и предназначено для трансформирующегося каркаса зданий, сооружений и покрытий, в частности, с тентовым огражением.

Известен узел соединения трубчатых стержней и тросов складного сетчатого покрытия, включающий шаровую деталь, выполненную разъемной из двух полусфер с каналами для укладки тросов, а трубчатые стержни снабжены наконечниками, имеющими боковые вырезы для пропуска тросов, и соединены с шаровой деталью посредством упругой накладки (1).

Недостатками известного узла являются сложность изготовления полусфер, в частности сложность устройства в них каналов для размещения и закрепления тросов, ограниченность взаимного поворота стержней из-за ограниченности боковых вырезов в наконечниках стержней и наличия упругих накладок, позволяющих изменять взаимное положение стержней только в направлении, перпендикулярном плоскости накладки.

Наиболее близким к предлагаемому по техническому решению является узел соединения деталей трансформирующегося кар2 каса, включающий палец, на котором шарнирно закреплены промежуточные и соединительные элементы (2).

Однако такая шарнирная соединительная конструкция не позволяет скомбинировать узлы соединения стержней и тросов, что ограничивает область ее применения.

Цель изобретения — упрощение конструкции, монтажа и трансформации.

Эта цель достигается тем, что в узловом соединении деталей трансформирующегося каркаса, включающем палец, на котором шарнирно закреплены промежуточные и соединительные элементы, палец выполнен с резьбой на концах для гаек и осевым отверстием для пропуска троса, при этом на

15 палец с возможностью поворота вокруг него нанизаны попарно сгруппированные средние соединительные и крайние промежуточные элементы, последние из которых шарнирно связаны с крайними соединительными элементами.

Соединительные элементы имеют отверстия для установки и фиксации жестких элементов каркаса.

Один из торцов каждой гайки выполнен плоским, а второй — с наружной шаровой

950868 поверхностью и внутренним коническим отверстием, переходящим в цилиндрическое с резьбой.

На фиг. l-узел, общий вид; на фиг. 2 —— вид Л на фиг. 1; на фиг. 3 — узел в аксонометрии.

Узел соединения деталей трансформирующегося каркаса содержит палец 1 с осевым отверстием 2 для пропуска троса 3.

На концах пальца 1 выполнена резьба для навинчивания гаек 4. Между гайками 4 на палец 1 нанизаны попарно сгруппированные средние соединительные 5 и крайние промежуточные 6 элементы. Крайние промежуточные элементы 6 осями? шарнирно связаны с крайними соединительными элементами 8. Соединительные элементы 5 и 8 снабжены глухими продольными отверстиями 9, в которые вводятся стержни каркаса и сквозными отверстиями 10, в которые устанавливаются фиксаторы. Торец гаек 4, обращенный к узлу, плоский, наружный выполнен с шаровой поверхностью ll, а отверстие 12 выполнено коническим.

Сборка трансформирующего каркаса с использованием предлагаемых узлов соединения заключается в следующем.

Укомплектованные узлы нанизываются на тросы 3, которые располагаются на ровной поверхности параллельно друг другу.

Жесткие элементы каркаса в виде труб или стержней раскладываются между тросами так. чтобы они образовывали сеть с ячей- зп кой в виде ромба, при этом тросы должны быть расположены по направлению коротких диагоналей ромба. Узлы соединений располагаются в узлах ячеек. По направлению длинных диагоналей ромбов раскладываются жесткие элементы так, чтобы они рас- З полагались перпендикулярно тросам 3 и проходили над ними. Далее концы жестких элементов каркаса, располагаемых по направлению длинных диагоналей ромба, вводятся в отверстия 9 срединx соединительных 4р элементов 5 и фиксируются установкой, например, шплинтов в отверстия 10. Концы жестких элементов каркаса, образующих ячейку ромба, вводятся в отверстия 9 крайних соединительных элементов 8 и фиксируются установкой шплинтов в отверстия 10, при этом соединительные элементы 8 поворачиваются на оси 7 относительно промежуточных элементов.

Трансформация каркаса в транспортное или рабочее положение производится за 5о счет сближения узлов в направлении коротких диагоналей ромба.

Узлы соединения перемещаются по тросам 3, при этом средние соединительные элементы 5 и связанные с ними стержни, расположенные по направлению длинных диагоналей ромба, поворачиваются вокруг пальцев 1, отклоняясь от первоначальной плоскости и образуя плоские рамы ломаного

4 очертания, а стержни, образующие ромб, связанные с крайними соединительными элементами 8, поворачиваются относительно последних благодаря оси 7, связывающей их с промежуточными элементами 6, которые в свою очередь поворачиваются вокруг пальца l.

Фиксация рабочего положения каркаса осуществляется за счет установки между узлами в направлении коротких диагоналей ромба стержней-фиксаторов, концы которых упираются в шаровые поверхности 11 гаек 4. навинченных на концы пальца 1, при этом трос 3 располагается в продольной полости стержней-фиксаторов. Кроме того частичная фиксация может осуществляться затягиванием гаек 4 на пальце 1.

За счет натяжения тросов 3 и крепления их к основанию производится предварительное напряжение каркаса в целом и повышение пространственной жесткости его.

Положительный эффект заключается в том, что детали узла, узлы в целом, а также элементы каркаса унифицируются и могут быть изготовлены на заводах с высокой степенью механизации работ.

Конструкция узла в сочетании с тентовым или пленочным ограждением каркаса позволит создавать гибкие мобильные, легко трансформирующиеся сооружения различных геометрических форм и разного назначения в промышленном, гражданском, сельскохозяйственном строительстве, а также укрытия для боевой техники, при этом снижается стоимость сооружения, трудоемкость монтажа и демонтажа, повышается оборачиваемость каркаса.

Формула изобретения

1. Узел соединения деталей трансформирующегося каркаса, включающий палец, на котором шарнирно закреплены промежуточные и соединительные элементы, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, монтажа и трансформации каркаса, палец выполнен с резьбой на концах для гаек и осевым отверстием для пропуска троса, при этом на палец с возможностью поворота вокруг него нанизаны попарно сгруппированные средние соединительные и крайние промежуточные элементы, последние из которых шарнирно связаны с крайними соединительными элементами.

2. Узел соединения по и. 1, отличающийся тем, что, соединительные элементы имеют отверстия для установки и фиксации жестких элементов каркаса.

3. Узел соединения по п. 1, отличающийся тем, что один из торцов каждой гайки выполнен плоским, а второй — с наружной шаровой поверхностью и внутренним кони950868 ческим отверстием, переходяшим в цилиндрическое с резьбой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 540995, кл. Е 04 В 1/32, 1974.

2. Патент США № 4111574, 403 — 54, 1978 (прототип) .

950868

Редактор Г. Ге бе ер ер

Составитель И. Деревянкина

Заказ 5644/34 Ти раж. 724 р . ойкас Корректор А. Г риценко

ВНИИПИ Г

Подписное осударственного комитета СССР по делам изоб ете

113035 М

Филиал ППП «Патент» r. У атент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4