Устройство для регистрации эксплуатационных показателей работы транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

аявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при испытании, эксплуатации, статистическом анализе эксплуатационных показателей автотранспортного средства.

Известно устройство для контроля и регистрации эксплуатационных показателей автотранспортного средства, содержашее датчик пройденного пути, датчик расхода топлива, генератор времени и задатчик вида дорожного покрытия, выходы которого соединены сдЬтветственно со счетчиками пройденного пути, счетчиками расхода топлива и счетчиками времени движения Cl) .

Однако в этом устройстве регистрация эксплуатационных показателей проводится только при движении транспортного средства. Кроме того, в них нет регулируемой чувствительности устройства в зави- 20 симости от поставленной задачи.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство для контроля и регистрации эксплуатацион2 ных показателей автотранспортного с-едства, содержащее задатчик вида дорожного покрытия, выходы которого соединены с входами блока памяти, выполненного из групп счетчиков, датчик пройденного пути, выход готорн v подключен к входу первого дешифратора, датчик расхода топлива, выход которого соединен с входом второго дешифратора, генератор импульсов, выход которого соединен с входом третьего дешифратора, командный блок и счетчики С23

Однако в этом устройстве регистрация эксплуатационных показателей, в частности расхода топлива и времени движения автотранспортного средства по видам дорожного покрытия, производится с большой погрешностью на неустановившихся режимах и малой скорости движения, близкой к нулю. Это ведет к увеличению частоты срабатывания командного блока, который порождает при этом ложные сигналы регистрируемых эксплуатационных показателей, проходяших через него и заг 1

3 951 датчик вида дорожного покрытия на группы регистрируемых приборов. В последних снижается достоверность накопленной информ а ци.

Иель изобретения - повьппение точности устройства.

Указанная цель достигается тем, что в устройство для регистрации эксплуатационных показателей работы транспортного средства, содержашее задатчик вида дорожного покрытия, выход которого соединен с первым входом блока памяти, датчик пройденного пути, выход которого подключен к входу первого дешифратора, датчик расхода топлива, выход которого соединен с входом второго цешифратора, генератор импульсов, выход которого соединен с входом третьего дешифратора, введены элементы И и датчик наличия движения, выход которого соединен с первыми входами элементов И, вторые входы которых подключены к входам второго и третьего дешифраторов, выход первого дешифратора соединен с вторым входом блока памяти, третий и четвертый входы которого подключены к выходам элементов И, выходы второго и третьего дешиф» раторов соединены соответственно с пятым и шестым входами блока памяти.

На чертеже показана структурная схема устройства.

Устройство содержит эадатчик 1 вида дорожного покрытия, блок 2 памяти, датчик 3 расхода топлива, генератор 4 импульсов, второй дешифратор 5, третий дешифратор 6, элементы И 7, датчик 8 пройденного пути, первый дешифратор 9 и датчик 10 наличия движения.

Устройство работает следуюшим образом.

Перед началом движения транспортного средства водитель задает программу вида дорожного покрытия в задатчике 1 вида дорожного покрытия, например "Асфальт".

На выходе задатчика появляется разрешающий сигнал, который поступает на первый вход блока 2 камяти. Этот сигнал разрешает в блоке 2 памяти считывание и хранение информации о эксплуатационных показателях автотранспортного средства в движении на данном участке дорожного покрытия.

При стоянке транспортного средства и работе двигателя, сигналы от датчика 3 расхода топлива и генератора 4 импуль сов через второй и третий дешифраторы

5 и 6 этих показателей проходят на вторые входы элементов И 7, где дальнейшее прохождение запрешается ввиду от349 а сутствия раэрешаюшего сигнала на первом входе каждого элемента И, и на пятый, шестой входы блока 2 памяти,-в котором считывается информация, соответственно, об обшем расходе топлива и суммарном времени работы двигателя.

При движении транспортного средства сигнал (в виде серии импульсов) с выхода датчика 8 пройденного пути (датчик спидометра) поступает на первый дешифратор 9. Назначение дешифратора 9 двояко. Он выполняет функцию избиратепьности и функцию регулятора чувствительности. Полученный на выходе дешифратора 9 сигнал, пропорциональный единице пути, проходит на второй вход блока 2 памяти, где считывается и хранится как информация о пройденном пути на данном виде дорожного покрытия. Одновременно на выходе датчика 10 наличия движения вырабатывается. раэрешаюший сигнал, который поступает на первые входы элементов И

7, тем самым разрешается дальнейшее прохождение сигналов расхода топлива и

>> . времени движения ранее поступивших на вторые входы этих элементов И. Дальнейшее прохождение указанных сигналов на третий и четвертый вход блока 2 памяти заносится в нем как информация î расходе топлива и времени движения при заданном виде дорожного покрытия.

При полной остановке автотранспортного средства, поступление сигнала от датчика 10 наличия движения прекращается, поэтому ложной информации о эксплуа 5 тационных показателях в движении при неустановившихся режимах и скорости движения близкой к нулю не возникает.

С изменением вида дорожного покрытия, например, на "Грунт", водитель из, ir меняет программу в задатчике 1 видов дорожного покрытия, сигнал которого разрешает занесение информации эксплуатационных показателей (путь, расход топлива, время) при движении автотранспорт45 ного средства по грунту в других ячейках блока 2 памяти.

Таким образом, за определенный период, в блоке 2 памяти накапливается информация о суммарном расходе топлива, обшем времени пробега, а также о времени, расходе топлива, пройденном пути при движении автотранспортного средства в эксплуатационных условиях. Данная информация, накопленная в блоке 2 памяти, может быть выведена на индикаторные, цифропечатаюшие устройства или передана на вычислительную машину для дальнейшей обработки.

5 951349 6

Применение предлагаемого устройства генератор импульсов, выход которого соповышает достоверность накопленной ин- единен с входом третьего дешифратора, формации за счет исключения регистра- о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с цеции ложных сигналов эксплуатационных лью повышения точности устройства, в показателей автотранспортного средства него введены элементы И и датчик нелив движении, полностью выполнено на ин- чия движения, выход которого соединен тегральных схемах, что позволяет сни- с первыми входами элементов И, вторые зить вес, потребляемую мошность, умен входы которых подключены к выходам шить габариты и повысить надежность второго и третьего дешнфраторов, выход ус тройс тва. to первого дешифратора соединен с вторым входом блока памяти, третий и четвертый

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я входы которого подключены к выходам элементов И, выходы второго и третьего

Устройство для регистрации эксплуата- дешифраторов соединены соответственно ционных показателей работы транспортно- g c пятым и шестым входами блока памяти. го средства, содержашее задатчик вида Источники информации, дорожного покрытия, выход которого со- принятые во внимание при экспертизе единен с первым входом блока памяти, 1. Авторское свидетельство СССР датчик пройденного пути, выход которого М 477330, кл. Q 01 М 13/02, 1972. подключен к входу первого дешифратора, 2. Авторское свидетельство СССР датчик расхода топлива, выход которого % 696508, кл. Ч 07 С 5/10, 1977 соединен с входом второго дешифратора, (прототип).

Составитель Г. Усачев

Редактор Н. Воловик Техред С.Мигунова Корректор Н. Король

Заказ 5953/5 Я Тираж 592 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4.