Контактная система мостикового типа
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (951438
ИЗЬБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 879668 (22) Заявлено 10.10.80 (21) 2993846/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 15.08.82. Бюллетень № 30
Дата опубликования описания 25.08.82 (51) М. Кл.
Н 01 Н 1/20.Гое ддретеенный кОмитет
СССР (53) УДК 621.3.066..6 (088.8) но делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
В йг Мергольд, В. И. Мишкович и Е К:"Нэвибин
Ростовский инженерно-строительный институт 1" г1 ч i н и Jr >н, " . ъВ, а
E (71) Заявитель (54) КОНТАКТНАЯ СИСТЕМА МОСТИКОВОГО ТИПА
Изобретение относится к электроаппаратостроению и может быть использовано в низковольтных коммутационных аппаратах с контактами мостикового типа.
По основному авт. св. № 879668 извест- на контактная система мостикового типа, 5 содержащая неподвижные контакты, траверсу и установленные на ней контактную пружину и цилиндрический контактный мостик, характеризующаяся тем, что снабжена храповым колесом и поворачивающей и удерживающей собачками, траверса снабжена неподвижным и подвижным изоляторами, причем храповое колесо установлено на контактном мостике, поворачивающаяся собачка закреплена на неподвижном изоляторе, а удерживающая собачка закреплена 15 на подвижном изоляторе, при этом контактный мостик снабжен контактными напайками, выполненными в виде косо отсеченных частей полого круглого цилиндра, установленных соосно с осью вращения контактного мостикаCJ3.
Недостатком этого устройства является низкая долговечность, обусловленная тем, что износ неподвижных контактов происходит по линии, а не по всей поверхности неподвижных контактов, а кроме того, в результате износа подвижных и неподвижных контактов уменьшается провал контактов и конечное контактное нажатие, что приводит к ухудшению качественных показателей контактного устройства.
Цель изобретения — повышение долговечности контактной системы.
Поставленная цель достигается тем, что упомянутая контактная система снабжена упором с дополнительной поворачивающей собачкой, дополнительной удерживающей собачкой, дополнительным храповым колесом, рабочая поверхность которого частично выполнена с зубьями, двумя дополнительными кронштейнами, неподвижные контакты выполнены в виде кулачков, закрепленных на одном изоляционном валу, концы которого закреплены в отверстиях дополнительных кронштейнов, и имеют гибкие токоподводы, причем дополнительное храповое колесо закреплено на упомянутом изоляционном валу и сцеплено с дополнительной удерживающей собачкой, закрепленной на одном из дополнительных кронштейнов, а упор с дополнительной поворачивающейся собачкой закреплен на подвижном изоляторе с
951438 возможностью взаимодействия с дополнительным храповым колесом.
На фиг. показана контактная система, вид спереди; на фиг. 2 — то же, вид сбоку.
Контактная система содержит траверсу !, на которой закреплены неподвижный изолятор 2 с поворачивающей собачкой 3, контактная пружина 4, надетая одним своим концом на выступ изолятора 2, а другим на выступ подвижного изолятора 5, который расположен в продольных пазах 6 траверсы 1 и с которым жестко соединены удерживаюгцая пружинящая собачка 7, упор 8 с дополнительной поворачивающей собачкой 9, кронштейны 10, в отверстия которых вставлена ось цилиндрического контактного мостика 11 с храповым колесом 12 и !5 контактными напайками 13, которые могут быть выполнены либо в виде цилиндрических винтовых спиралей, либо в виде косо отсеченных частей полого кругового цилиндра, установленных соосно с осью вращения контактного мостика. Неподвижные контакты, выполненные в виде кулачков 14, укреплены на обшем изоляционном валу 15, вставленном в отверстия поддерживающих его дополнительных кронгцтейнов 16. На кронштейнах 16 имеются клеммы 17, соеди- 2s пенные с кулачками 14 гибкими токоподводами 18, а на одном из кронштейнов 16 закреплена дополнительная удерживающая собачка 9, находящаяся в зацеплении с дополнительным храповым колесом 20, рабочая поверхность которого частично вы- зв полнена с зубьями. Кулачки 14 находятся под контактными напайками 13 мостика 11, а зубья храпового колеса 20 — под поворачивающей собачкой 9. Крепление собачки
9 к уступу 8 допускает (в процессе регулировки контактной системы) осевое перемещение в небольших пределах собачки 9 относительно упора 8.
В исходном состоянии (контакты разомкнуты и не изношены) цилиндрический контактный мостик 11 удерживается в од- 40 ном из фиксированных положений собачкой 7 за счет взаимодействия ее с храповым колесом 12. При этом поворачивающая собачка 3 своим свободным концом не давит на зуб храпового колеса 12. Кулачки 14 45 удерживаются благодаря взаимодействию хранового колеса 20 с пружинящей собачкой 19 в таком фиксированном положении, при котором обрашены к напайкам 13 контактного мостика участком с наименьшим радиусом. 50
При замыкании контактов совместно с траверсой 1, изолятором 2 и поворачивающей собачкой 3 движутся изолятор 5, упор
8 с собачкой 9 и контактный мостик 11 до соприкосновения его контактных напаек 13 с кулачками 14. После соприкосновения кон- тактов траверса 1, изолятор 2 и поворачиваюшая собачка 3 продолжают движение вниз, сжимая контактную пружину 4, до выбора провала контактов. При этом поворачиваюгцая собачка 3 упирается в зуб храпового колеса 12 и поворачивает его в месте с контактным мостиком 11 вокруг оси, вставленной в отверстия кронштейнов 10; на некоторый угол. Поворот мостика 11 сопровождается скольжением контактных напаек 13 по обращенным в их сторону участкам поверхностей кулачков 14 и перемещением по ним зон контактирования вдоль оси мостика 11, причем, в случае выполнения контактных напаек спиральными, на одинаковое расстояние при каждом срабатывании.
При размыкании контактов сначала траверса 1, изолятор 2 и поворачивающая собачка 3, а затем, после выбора провала контактов, изолятор 5 с упором 8, собачкой
9 и цилиндрический контактный мосзик 11 свободно движутся вверх. Причем положение контактных напаек 13 мостика 11 остается таким же, как и в предшествуюшем замкнутом состоянии за счет взаимодействия удерживаюшей пружинящей собачки 7 с храповым колесом 12. Это положение контактных напаек 13 сохраняется до следующего замыкания контактов, при котором все описанное для процесса замыкания повторяется. До тех пор, пока суммарный износ контактов (на поверхности кулачков 14 по линии, обращенной к оси контактного мостика 11, и параллельно ей, а на подвижных контактах по внешней стороне контактных напаек
13) не превышает допустимой величины, при замыкании контактов поворачивающая собачка 9 не доходит своим зубом до храпового колеса 20.
После того, как износ контактов достигает некоторой заранее заданной величины, при замыкании контактов подвижный изолятор 5 приближается к валу 15 неподвижных контактов настолько, что поворачивающая собачка 9 входит в зацепление с храповым колесом 20. При размыкании контак ов го бачка 9 увлекает за собой зуб храпово.о колеса 20, поворачивая его вместе с валом
15 и кулачками 14 на некоторый угол. В результате этого кулачки 14 поворачиваются в сторону контактного мостика 1! неизношенным участком своей поверхности, имеющим больший радиус, чем участок, работавший в предшествующем положении, и фиксируются в этом положении удерживающей собачкой 19. Увеличение радиуса неподвижных контактов компенсирует износ контактных напаек 13.
Таким образом, после смены положения кулачков 14 обновляется контактная поверхность неподвижных контактов, восстанавливается первоначальное усилие контактного нажатия, а для замкнутого положения контактов восстанавливается lIåðвоHà÷àëьное расстояние между подвижным изолятором 5 и валом 15 кулачков 14, при кото951438 ром собачка 9 уже не входит в зацепление с храповым колесом 20. В этом новом положении неподвижные контакты остаются до тех пор, пока. в результате многочисленных срабатываний контактной системы, износ контактирующих поверхностей вновь приведет к сближению (при замкнутых контактах) подвижного изолятора 5 с валом
15 кулачков 14, в результате чего собачка
9 войдет в зацепление с храповым колесом
20 и повернет во время размыкания контактов его и кулачки 14. Таким образом производится очередной «автоматический ремонт» контактной системы.
Предлагаемая смена участков контактирования на поверхности неподвижных контактов повторяется до тех пор, пока храповое колесо 20 не будет повернуто собачкой 9 за последний зуб. При этом кулачки 14 поворачиваются к мостику 11 участком с наибольшим радиусом и, следовательно, дальнейшее восстановление контактного нажатия и поверхности неподвижных контактов становится невозможным. В дальнейшем износ контактов протекает так же, как у известных устройств. Благодаря отсутствию части зубьев на храповом колесе 20 становится невозможным его захват собачкой 9 и последующий поворот, даже при наличии причин, ранее приводивших к этому, чем исключается обрыв гибких токоподводов 18 и переход неподвижных контактов в положение, при котором к контактному мостику 11 обращаются уже использованные участки поверхности кулачков 14, имеющие малые радиусы, т. е. исключается поломка контактного устройства. формула изобретения
Контактная система мостикового типа по авт. св. № 879668, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности контактной системы, снабжена упором с дополнительной поворачивающей собачкой, дополнительной удерживающей собачкой, дополнительным храповым колесом, рабочая поверхность которого частично выполнена с зубьями, двумя дополнительными кронштейнами, неподвижные контакты выполнены в виде кулачков, закрепленных на одном изоляционном валу, концы которого закреплены в отверстиях дополнительных кронштейнов, и имеют гибкие токоподводы, причем дополнительное храповое колесо закреплено на упомянутом изоляционном валу и сцеплено с дополнительной удерживающей собачкой, закрепленной на одном из дополнительных кронштейнов, а упор с дополнительной поворачиваюгцей собачкой закреплен на подвижном изсляторе с возможностью взаимодействия с дополнительным хоаповым колесом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по за30 я в ке № 2783036/24-07, кл. Н О1 Н 1/20, 1979 (прототип) .
951438
° 1
/б 17
Фиг. Г фиг.1
Составитель Н. Глеклер
Редактор С. Запесочный Техред А. Бойкас Корректор М. Коста
Заказ 5632/62 Тираж 761 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4