Устройство для защиты автотрансформатора от неполнофазного режима работы

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистическик

Республик

<в 951539 (6I ) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 08. 01. 80 (21) 2864570/24-07 с присоединением заявки .% (23) Приоритет

Опубликовано 15. 08. 82. Бюллетень ¹30

Дата опубликования описания 15.08.82 (51)M, Кл.

Н 02 Н 7/04

Тоеударстеенимй комитет

СССР ао делам изобретеиий и открытий (53) УДК 621..316«925 (088.8) (72) Автор изобретения

В. Ф. Александров (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ АВТОТРАНСФОРМАТОРА ОТ

НЕПОЛНОфАЗНОГО РЕЖИМА РАБОТЫ

Изобретение относится к электрической защите электроустановок и может быть использовано в схемах защиты автотрансформаторов и трансформаторов, работающих с заземленными нейтралями обмоток со стороны высокого и среднего напряжения.

Известны направленные токовые защиты для защиты от неполнофазного режима, включенные на ток нулевой последовательности (13.

Однако защиты указанного типа не обладают в ряде случаев селективностью и достаточной чувствительностью.

Известна защита автотрансформатора от неполнофазного режима работы, содержащая пусковой орган из блокконтактов фаз на его включателе, включенных по схеме непереключения о фаз, выключателя, и орган выдержки времени для отстройки от неодновременности включения фаз выключателя. При срабатывании указанных орга-, 2 нов защита действует на отключение данного включателя или всех включателей автотрансформатора f2) °

Недостатками этой защиты являются ее ограниченные функциональные возможности : бездействие при неполнофазных режимах, не связанных с положением блок-контактов выключателя, например, при потере контакта в ком-. мутационной аппаратуре и в соединительных зажимах, при увеличении сопротивления контактов; кроме того, она не реагирует в режиме работы автотрансформатора с продольной несимметрией, вызванной разными положениями устройства регулирования по фазам. Приведенные недостатки существующей защиты неполнофазного режима приводят к излишнему действио максимальных токовых защит нулевой последовательности на других присо" единениях электрической сети, и, s первую очередь, на параллельно работающих автотрансформаторах.

951539

Цель изобретения - обеспечение селективности быстродействия.

Укаэанная цель достигается тем, что в устройство для защиты автотрансформатора от неполнофазного режима работы, содержащее трансформаторы тока нулевой последовательности стороны высокого и среднего напряжения, ко вторичным обмоткам которых подключены реле тока, трансформатор тока нейтрали автотрансформатора, трансформаторы напряжения нулевой последовательности стороны вы-. сокого и среднего напряжения, а также основное реле напряжения мощности и реле времени, замыкающий контакт которого включен в цепи исполнительного органа, введены дополнительное реле направления мощности и два про,межуточных реле, причем вторичные обмотки трансформатора тока нулевой последовательности стороны среднего напряжения и трансформатор тока нейтрали включены по схеме суммирования и подключены к последовательно соединенным токовым обмоткам обоих указанных реле направления мощности, обмотки напряжения основного и дополнительного реле направления мощности подключены ко вторичным обмоткам трансформаторов напряжения нулевой последовательности стороны высокого и среднего напряжения, первые замыкающие контакты основного и дополнительного реле направления мощности включены последовательно с обмотками соответственно первого и второго промежуточного реле, раэмыкающие контакты которых включены последовательно и зашунтированы вторыми замыкающими контактами соответственно дополнительного и основного реле направления мощности, а замыкающие контакты обоих реле тока включены параллельно между собой и последовательно с обмоткой реле времени и указанными контактами промежуточных реле.

На чертеже приведена схема защиты.

Автотрансформатор 1 подключен к сети через выключатели 2 и 3. Защита включает трансформаторы напряжения 4 и 5 нулевой последовательности на стороне среднего и высшего напряжений и трансформаторы тока

6;7 и 8 нулевой последовательности соответственно на стороне среднего и высшего напряжений и в нейтрали, контакт реле времени 9 включен к цепи исполнительного органа. Токовые обмотки реле 10 и 11 направления мощности включены на сумму токов к трансформаторам тока 6 и 8, а обмотки напряжений - к трансформато; рам напряжения 4 и 5 соответственно.

Контакты 12 и 73 реле 10 и 11 включены последовательно. Вторые контакты 14 и 75 этих реле включены в цепи обмоток промежуточных реле 16 и 17.

Контакты 18 и 19 реле 20 и 21 тока включены параллельно между собой и последовательно с обмоткой 22 реле времени и с контактами 23 и 24 промежуточных реле 16 и 17. Реле 10 и

l1 мощности сфазированы на замыкание замыкающих контактов 14 и 15 при внешнем источнике несимметрии..

Защита работает следующим образом.

8 токовых обмотках реле 10 и 11 направления мощности направление тока сохраняется неизменным при всех г видах несимметрии на сторонах высшего и среднего напряжения при отноше,нии коэффициентов трансформации трансформаторов тока 8 и 6, равным отноше"

АТ нию где плт — коэффициент эо

"AT

I трансформации между обмотками высшего и среднего напряжения автотрансформатора.

Направление напряжения нулевой nocas ледовательности на шинах среднего и высшего напряжения при поперечной несимметрии соответствует направлению тока нулевой последовательности в токовой катушке реле при принятой фазилр ровке. При продольной несимметрии в первичной схеме автотрансформатора направление напряжения нулевой последо-. вательности на шинах изменяется на противоположные и контакты 12 или 13

45 реле замыкаются, срабатывает реле

20 или 21 и создается цепь в обмотке 22 реле времени, которое с выдержкой времени, отстроенной от неодновременного включения фаз выключателей, действует на отключение автотрансформатора. В случае недостаточной чувствительности реле 10 и 11 для действия защиты используется цепь из контактов 23 и 14 промежуточных реле.

При внешней продольной несимметрии и поперечной несимметрии реле 10 или 11 направления мощности замыкает

5 свои контакты 14 или 15, срабатывает промежуточное реле 16 или 17 и блокируется цепь органа 22 выделки времени. При удаленном источнике внешней несимметрии реле 10 и 11 направления мощности могут быть нечувствительны, но в этом случае токи срабатывания реле 20 и 21 тока должны быть отстроены от токов нулевой последовательности, протекающих через 10 автотрансформатор в таком режиме, и защита не работает.

Использование пусковых органов мощности нулевой последовательности и измерительных органов тока нуле- ts вой последовательности позволяет быстро и селективно ликвидировать продольный несимметричный режим автотрансформатора независимо от вызвавшей его причины и этим предотвра- 20 тить неправильные действия ступенчатых максимальных защит нулевой последовательности на другом оборудовании электрической сети.

Фдрмула изобретения

Устройство для защиты автотрансформатора от неполнофаэного режима з0 работы, содержащее трансформаторы тока нулевой последовательности стороны высокого и среднего напряжения, ко вторичным обмоткам которых подключены реле тока, трансформа35 тор тока нейтрали автотрансформатора, трансформаторы напряжения нулевой последовательности стороны высокого и среднего напряжения, а также основное реле направления мощнос- 40 ти и реле времени, замыкающий контакт которого включен в цепи исполнительного органа, о т л и ч а ю39

6 щ е е с я тем, .что, с .целью обеспечения селективности и быстродействия, введены дополнительное реле направления мощности и два промежу" точных реле, причем вторичные обмотки трансформатора тока нулевой последовательности стороны среднего напряжения и трансформатор тока нейтрали включены по схеме суммирования и подключены к последовательно соединенным токовым обмоткам обоих указанных реле направления мощности, обмотки напряжения основного и дополнительного реле направления мощности подключены ко вторичным обмоткам трансформаторов напряжения нулевой последовательности стороны высокого и среднего напряжения, первые замыкающие контакты основного и дополнительного реле направления мощности включены последовательно с обмотками соответственно первого и второго промежуточного реле, раз-. мыкающие контакты которых включены последовательно .и зашунтированы вторыми замыкающими контактами соответственно дополнительного и основного реле направления мощности, а замыкающие контакты обоих реле тока включены параллельно между собой и последовательно с обмоткой реле вре" мени и указанными контактами .промежуточных реле.

Источники информации, .принятые во внимание при экспертизе

1. Федосеев А. M. Релейная защи" та электрических систем. И., "Знергия", 1976, % 3-1.

2. Принципиальные схемы управления, сигнализации и АПВ воздушных выключателей типа ВВП. Типовая работа Теплозлектропроекта, тип. инв.

У 43850-9, М., 1969.

951539

Составитель Ю. Барабанов

Редактор М. Бандура Техред Ж.Кастелевич Корректор У. Пономаренко

Заказ 5964/67 Тираж 669 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4