Устройство для защиты сборных шин с односторонним питанием
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советски к
Социалистическими
Республик
J
/ -= ъ (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 21.07.80 (21) 2959314/24-07 (5! )М. Кл. с присоединением заявки J%
Н 02 Н 7/22
5Ьоударстеенный комнтет
СССР (23) Приоритет ио делам нзебретеннй н открытнн
Опубликовано 15.08.82. Бюллетень № 30
Дата опубликования описания 17. 08. 82 (5З ) УД К 621. 316..925(088.8) (72) Авторы изобретения
В.Н. Бочкарев, В.А, Тищенко и И.А. Соловьев
Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт релестроения ..:1 (71) Заявитель a w а (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ СБОРНЫХ ЙИН
С ОДНОСТОРОННИМ ПИТАНИЕМ
Изобретение относится к релейной защите и может быть использовано для защиты сборных шин.
Известно устройство для защиты, содержащее на концах защищаемого участка полукомплекты защиты, соединенные между собой линией связи, к началу которой подключен источник питания, а в конце - балластное сопротивление 1j.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является устройство для защиты сборных шин с односторонним питанием, содержащее реле верхней,5 ступени, выполненное в виде элемента максимального тока, к выходу которого подключены параллельно включенные первый времязадающий элемент и последовательно соединенные управляемый 20 ключевой элемент и второй времязвдающий элемент, управляющий вход ключевого элемента посредством линии ,связи соединен с реле нижних ступе2 ней, устанавливаемых на каждом из присоединений и выполненных в виде последовательно соединенных элемента максимального тока и времязадающего элемента (23.
Однако данное устройство характеризуется недостаточной надежностью при обрывах и коротких замыканиях в линии связи, так как при этом сиг" нал блокировки не поступает на реле верхней ступени и оно срабатывает при коротком замыкании в зоне. защиты реле нижних ступеней, обесточив все отходящие фидера сборных шин.
Целью изобретения является повышение надежности работы устройства для защиты при повреждениях в линии связи.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для защиты сборных шин с односторонним питанием, содержащем реле верхней ступени, выполненное в виде элемента максимального тока, к выходу которого подключены па 1, 3 9515 раллельно включенные первый времяэа- дающий элемент и последовательно соединенные управляемый ключевой и второй времяэадающий элементы, управляющий вход ключевого элемента посред- ством линии связи соединен с реле нижних. ступеней, устанавливаемых на каждом из присоединений и выполненных в виде последовательно соединенных элемента максимального тока и время- 1р задающего элемента, в реле нижних ступеней дополнительно введены последовательно соединенные электронный ключ, ограничивающий элемент и источник питания, причем электронные ключи включены между землей и первым за жимом линии связи и параллельно между собой, а управляющий вход каждого электронного ключа соединен с вторым выходом элемента максимального тока соответствующего реле нижней ступени.
На чертеже представлена блок-схема устройства для защиты сборных шин с односторонним питанием.
Устройство содержит реле 1 верхней ступени, участок 2 сборных шин, защищаемый реле 1 верхней ступени, элемент 3 максимального тока, первый и второй времяэадающие элементы 4 и 5 и управляемый ключевой элемент 6 реле 1 верхней ступени, линия связи 7,. реле 8 нижних ступеней, элемент 9 максимального тока и времязадающий элемент 10 реле 8 нижней ступени, электронный ключ 11, ограничивающий элемент 12 и источник питания ОпИт.
Устройство работает следующим образом.
В рабочем режиме энергосистемы
40 реле находятся под током. Линия связи 7 находится под напряжением от одного или нескольких реле 8 нижних ступеней через ограничивающие элементы 12. Управляемый ключевой элемент 6 замкнут, а электронные ключи 11 разомкнуты. Выдержка времени реле 1 верхней ступени минимальная, опреде-. ляется времязадающим элементом 5.
При коротком замыкании в точке Б срабатывает элемент 9 максимального тока реле 8 нижней ступени и подает .сигнал на замыкание электронного ключа 11, который замыкается и снимает (закорачивает ) напряжение в линии связи 7. Управляемый элемент 6 размы- 5 кается и увеличивает выдержку времени реле 1 верхней ступени, определяемую времязадающим органом 4. Реле 8 ниж46
4 ней ступени срабатывает и отключает аварийный фидер. При этом реле 1 верхней ступени не срабатывает из-за увеличенной выдержки времени, селективной по отношению к реле 8 нижней ступени.
При коротком замыкании в точке A срабатывает элемент 3 максимального тока реле 1 верхней ступени.
Электронные ключи 11 разомкнуты а управляемый ключевой элемент б замкнут. Реле 1 верхней ступени срабатывает с уменьшенной выдержкой времени, определяемой времяэадающим элементом 5.
В данном устройстве при повреждении в линии связи не происходит блокировки или вывода устройства для защиты, а производится увеличение выдержки времени реле 1 верхней ступе" ни, что повышает надежность устройства для защиты.
Данное устройство предназначено преимущественно для использования защиты судовых электроустановок, компоновка щитов которых такова, что реле 8 нижних ступеней размещаются в корпусе одного распредщита. По этой причине длина линии связи, соединяющей реле 8 нижней ступени между собой, на 2-3 порядка меньше длины общей части, соединяющей реле 8 нижних и реле 1 верхней ступеней и проходящей через несколько отсеков судна. Это позволяет сделать вывод о малой вероятности обрыва линии связи на участке соединения реле нижних ступеней между собой, выполненной монтажным проводом, уложенным по каркасу металлоконструкции распредщита и не подвергающимся практически воздействию факторов, могущих привести к его обрыву.
Формула изобретения
Устройство для защиты сборных шин с односторонним питанием, содержащее реле верхней ступени, выполненное в виде элемента максимального тока, к выходу которого подключены параллельно включенные первый времязадающий элемент и последовательно соединенные упрввляемый ключевой и второй времязадающий элементы, управляющий вход ключевого элемента посредством линии связи соединен с реле нижних ступеней, устанавливаемых на каждом иэ присоединений и выполненных в виде после951546
5 довательно соединенных элемента максимального тока и времязадающего элемента, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы при повреждениях в линии связи, в реле нижних ступеней дополнительно введены последовательно соединенные электронный ключ, ограничивающий элемент и источник питания, причем электронные ключи включены между землей о и первым зажимом линии связи и параллельно.между собой, а управляющий
6 вход каждого электронного ключа соединен с вторым выходом элемента максимального тока соответствующего. реле нижней ступени.
Источники информации,. принятые во внимание при экспертизе
1 ° Авторское свидетельство СССР 555492, кл. H 02 Н 5/10, 1975.
2. Каталог фирмы АЕ "Heprelais
Schutzrelais in Einschultechnik0, 1976-1977, с. 3/ 17, рис. 3/9.
951546 (1
Составитель fl. Boponaeea
«Редактор М» Банера Техасе Ж,Кастелевич Корректор Г О«Р
Заказ 59о4/о7 Тираж 72 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035д Москвад Ж-3gz Раушская наб.д д, 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,