Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

951557

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Совет скик

Социалистическмк

Республик

*.

J (6l ) Дополнительное к авт. свнд-ву(51) М. Кл. (22)Заявлено 06.02.80 (21) 2879942д4-07

Н 02 К 1/16 с присоединением заявки №

1Ъоударстееилый комитет

СССР

IIo делан изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДК 621. 313. .713(088.8) Опубликовано 15. 08. 82 Бюллетень № 30

Дата опубликования описания 16 08 82

А.С. Карацуба, В.Н. Клычков, В.Н. Пашков, И.М. Постников, Л.Н. Руденко, В.И. Смородин, А.И. Яковлев и (72) Авторы изобретения

Институт электродинамики АН Украинской С (7! ) Заявитель (54) CTATOP ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам большой мощности: турбо- и гидрогенераторам.

Известен статор электрической машины, содержащий шихтованный сердеч.ник с пазами, обмотку, нажимные плиты и нажймные пальцы, в котором, для снижения потерь в крайних пакетах и обеспечения прессующего усилия нажимных пальцев на зубцы сердечника, последние в зоне крайних пакетов удалены и заменены. стеклотекстолитовыми вставками 1j;

Недостатком устройства является увеличение потерь и нагрева в эубцовой зоне основных пакетов стали, расположенных после изоляционных вставок. Это объясняется тем, что основной магнитный поток на грани- 20 це основных пакетов и изоляционных вставок сильно деформируется и значительная его часть поворачивается в сторону основных пакетов, 2 имеющих значительно большую магнитную проницаемость по сравнению с изоляционными вставками.

Наиболее близким к изобретению является статор электрической машины, содержащий пакеты сердечника с ярмом и зубцами, причем крайние пакеты выполнены монолитными $2 ).

В известном решении крайние пакеты выполнены, например, иэ меди или алюминия. Однако из-за малого удельного сопротивления и магнитной проницаемости в сердечнике выделя- ются значительные потери и снижается КПД.

Цель изобретения - уменьшение потерь и повышение КПД.

Указанная цель достигается тем, что в статоре электрической машины крайние пакеты сердечника выполнены из магнитодиэлектрика на основе ферромагнитной массы

Причем крайние пакеты выполнены анизотропными.

951557 4 направлении намного больше, чем по оси машины. Такая конструкция может быть выполнена путем специального объемного армирования магнитомягкой

5 проволокой в виде шестигранных ячеек.

Предлагаемая конструкция крайнего пакета сердечника статора снижает потери и нагрев крайних пакетов и позво1 ляет существенно расширить диапазон

to допустимых нагрузок электрических а машин и повысить их нагрузочную способность в маневренных режимах эксплуатации.

Формула. изобретения

30

Ь /2. 2

Фиг.1

ВНИИПИ Заказ 5966 Тираж 721 Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, На фиг. 1 изображен статор электрической машины, продольный разрез; на фиг. 2 — модификация статора электрической машины с составным по высоте пакетом сердечника.

Статор электрической машины содержит шихтованный сердечник 1 с па зами, обмотку 2, нажимные пальцы 3 нажимные плиты 4, электропроводный экран 5 {устанавливаемый при необхо димости). Крайний пакет 6 сердечник статора выполнен монолитным из магнитодиэлектрика, что обеспечивает выполнение поставленной цели и, кроме того, по сравнению с прототипом значительно уменьшает отклонение основного потока в сторону пакетов

7, расположенных эа ним, в результате чего уменьшаются потери и нагрев эубцовой зоны пакетов 7. Для обеспечения механической прочности пакет

6 может быть армированным стальной проволокой.

Предлагаемая койструкция крайнего пакета 6 может иметь модификацию (фиг. 2), заключающуюся в том, что из магнитодиэлектрика выполняются . лишь зубцы и часть ярма 8, а остальная часть ярма остается шихтованной 9.

Для еще большего уменьшения эффек та отклонения основного потока в сторону пакетов 7 монолитный пакет

6 выполняется анизотропным, имеющим магнитную проницаемость в радиальном

1. Статор электрической машины, содержащий пакеты сердечника с ярмом и зубцами, причем крайние пакеты выполнены монолитными, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью уменьшения потерь и повышения КПД, указанные крайние пакеты выполнены из магнитодиэлектрика на основе ферромаг- . нитной массы.

2.. Статор по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что крайние пакеты выполнены анизотропными.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

И 640395, кл. H 02 К 1/16, 1978.

2. Патент Англии Ю 1091202Ä кл. H 02 K 1/16, 1963.