Имитатор работы стакселя парусного судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсннк
Социалистических
Республик (n)952281 (63) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 040180 (21) 2869262/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 230882. Бюллетень ¹31
Дата опубликования описания 230882
{511М. Кл.з
A 63 В 69/00
G 09 В 9/06
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
1531УДК 629.12, .014(088.8) (72) Авторы изобретения
A .Ñ. Розин, М.В. Кольцов и Н.Е. Розина
Куйбышевский инженерно-строительный инс,итут (71) Заявитель им. A.È. Микояна (54) HMHTATOP РАБОТЫ СТАКСЕЛЯ ПАРУСНОГО
СУДНА
Изобретение относится к тренаже-рам и касается конструирования имитаторов работы стакселя парусного судна..
Известен имитатор работы стакселя парусного судна, содержащий соле- ноид, сердечник которого связан гибкой тягой и с рангоутом, имеющим нок и пятку, электродвигатель поворота рангоута и стаксель-шкот, при этом обмотки электродвигателя и .соленоида электрически связаны с блоками подачи тока.
Недостаток известного имитатора заключается в низкой эффективности тренировки и обучения вследствие отсутствия имитации реальных нагрузок на стаксель-шкоте при динамическом изменении силы и направлении ветра.
Цель изобретения - повышение эфs фективности тренировки обучения путем имитации реальных нагрузок на стаксель-шкоте при динамическом изме" ненни силы и направления ветра.
Для этого он снабжен баллоном сжатого воздуха, электромагнитным вентилем и надувным шаром, при этом рангоут установлен горизонтально, пяткой связан с валом электродвигателя, ноком - с стаксель-щтоком, а надувной шар .прикреплен к пятке рангоута и сообщен через электромагнитный вентиль с баллоном сжатого
5 воздуха.
На чертеже схематически изображен предлагаемый имитатор.
Имитатор содержит блок 1 силы тока соленоида, блок 2 силы тока электродвигателя, соленоид 3 с сердечником 4 и гибкой тягой 5, электродвигатель 6 постоянного тока, горизонтальный рангоут 7, надувной шар 8, электромагнитный вентиль 9, баллон 10 с сжатым воздухом,стаксель15 шкот 11, Горизонтальный рангоут 7 пяткой закреплен неподвижно в горизонтальной и подвижно в вертикальной плос2п .кости к валу установленного вертикально электродвигателя 6, ротор которого состоит из одной обмотки и двух колец коллектора. Сердечник 4 соленоида 3 соединен гибкой тягой 5
25 с горизонтальным рангоутом 7 таким образом, что вектор силы тяги сердечника 4, приложенный к горизонтальному рангоуту 7, расположен в вер«тикальной плоскости. Выход блока
2 силы тока электродвигателя подключен к электродвигателю 6, а выход
952281 блока 1 силы тока соленоида к обмотке соленоида 3. Стаксель-шкот 11 связан с ноком горизонтального рангоута 7, к пятке которого прикреплен надувной шар 8, связанный с баллоном 10 с сжатым воздухом через элек-, 5 тромагнитный вентиль 9.
Имитатор стакселя работает сле-, дующим образом.
На входы блоков 1 и 2 подается сигнал, пропорциональный углу и си- 10 ле имитируемого ветра, Блок 1 формирует такую силу тока, что силовой момент, развиваемый ротором электродвигателя 6 на стаксель-шкоте 11 при угле поворота горизонтального рангоута 7, соответствующем оптимальному углу поворота прямой линии, соединяюшей галсовый и шкотовый углы стакселя, для данных угла и силы ветра, равен передаваемому от стакселя на стаксель-шкот моменту, развиваемому компонентной силы давления ветра на стаксель, лежащей в горизонтальной плоскости и соответствующей этим же угловым координатам стакселя.
Блок 2 формирует такую силу тока, что силовой момент, приложенный к стаксель-шкоту и образованный произведением силы тяги сердечника 4 соленоида 3 на плечо приложения гибкой тяги 5 к горизонтальному рангоуту 7 и синуса угла между ними, равен силовому моменту, также приложенному к стаксель-шкоту, развиваемому вертикальной составляющей силы давления ветра на стаксель при условии совпадения угла поворота горизонтальногo рангоута 7 и угла поворота прямой линии, соединяющей галсо" и шкотовый углы стакселя. Причем 40 последний угол поворота образован при оптимальной постановке стакселя для данных угла и силы ветра. При переборе стаксель-шкота 11 .угол поворота горизонтального рангоута 7 уменьшается и усилие на нем, соответственно, возрастает, и при растравливании стаксель-шкота усилие на нем уменьшается.
На управляющий вход электромагнитного вентиля 9 поступает сигнал, пропорциональный функции угла и силы имитируемого ветра и истинного угла поворота горизонтального рангоута, т.е. сигнал, пропорциональный соотношению Оптимального угла поворота 55 прямой линии, соединяющей галсовый и шкотовый углы стакселя и истинного угла поворота горизонтального рангоута 7.
При превышении истинного угла по- @ ворота горизонтального рангоута 7 величины оптимального угла, согласно управляющему сигналу электромагнитный вентиль 9 перекрывает доступ воздуха из баллона 10 в надувной шар
8, и последний опадает, что соответствует растравленному и полощушему стакселю, а при значениях истинного угла поворота горизонтального рангоута 7, меньших оптимального угла, электромагнитный вентиль 9 черезмерно увеличивает доступ. воздуха к надувному шару 8, что соответствует перебранному стакселю.
Яхтсмен, работая на стаксель-шкотах 11, испытывает нагрузку, динамика которой приближена к реальным условиям, а также старается держать горизонтальный рангоут 7 в таком положении, чтобы надувной шар 8 нахо-. дился на грани опадания> что соответствует стакселю, находящемуся на грани заполаскивания.
Устройство позволяет приблизить тренировку к естественным условиям работы на стаксель-шкотах при изменениях силы и направления ветра, увеличивает наглядность тренировки по управлению стакселем и дает возможность использования в автоматических комплексах для тренировки яхтсменов.
Формула изобретения
Имитатор работы стакселя парусного судна, содержащий соленоид, сердечник которого связан гибкой тягой с рангоутом, имеющим нок и пятку, электродвигатель поворота рангоута и стаксель-шкот, при этом обмотки электродвигателя и соленоида электрически связаны с блоками подачи тока, пропорциональных направлению в силе ветра, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения эффективности тренировки и обучения путем имитации реальных нагрузок на стаксель-шкоте при динамическом изменении силы и направления ветра, он снабжен баллоном сжатого воздуха, электромагнитным вентилем и надувным шаром, при этом рангоут установлен горизонтально, пяткой связан с валом электродвигателя, ноком — с стаксель-шкотом, а надувной шар прикреплен к пятке рангоута и сообщен через электромагнитный вентиль с баллоном сжатого воздуха.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. йвторское свидетельство СССР
Р 598612, кл. A 63 В 69/00, 1977 (прототип).
952281
Составитель В. Даньшин
Техред М. Гергель Корректор М.Коста
Редактор А. Шандор
Тираж 400 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Эакаэ 6003/9
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул..Проектная, 4