Якорь

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<1>953184 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.04.80 (21) 2911742/22-03 (511 М. Кл.

Е 21 В 23/06 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий

Опубликовано 230882 бюллетень ¹31

Дата опубликования описания 23.08.82

{53) УДК622.245. .7{088.8) (72) Авторы изобретени я

И.М.Нагуманов и F..A.Ëàâêàðò (71) Заяв

{84) ЯКОРЬ

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, а именно к устройствам для зацепления к стенкам скважин при испытании пластов и проведении специальных работ с применением пакерующих элементов.

Известен якорь, состоящий из упорных плашек толкателя, подпружиненных башмаков с упругим элементом н виде резиновых подушек корпуса.с фигурными пазами. Применение резиновых подушек н качестве пружины ограничено, так как прочностные характеристики резин даже при незначительном изменении температуры окружающей среды изменяются в широких пределах (1 ).

Известен также якорь, состоящий из полого штока,. установленных с возможностью перемещения друг относительно друга корпуса и толкателя, башмаков с упругими элементами и конуса с упорными планками. Удержание корпусных деталей этой конструкции якоря происходит за счет сил трения на стенки скважины, для чего используются башмаки, прижатые к стенкам скважины с помощью радиально установленных пружин (2).

Однако при испольэонании известной конструкции н необсаженной скважине, заполненной глинистым раствором при спуско-подъемных операциях башмаки якоря, находясь в контакте со стенками скважины, соскабливают глинистую корку, узлы якоря забиваются шпамом и глинистой коркой. 1oэтому после каждого спуска в скважину необходимо производить разборку и чистку узлов якоря. При этом разборка башмаков, подпружиненная несколькими радиально установленными пружинами для каждого башмака и закрепленными верхними и нижними упорными кольцами очень сложна, трудоемка и практически невозможна в скважинных услониях.

Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение надемности работы.

Поставленная цель достигается тем, что упругие элементы выполнены в виде подпружиненных н продольном направлении конических упоров, установленных с воэможностью взаимодействия с концевой частью башмаков.

На фиг. 1 изображен якорь при спуске в скважину, продольный разрез, на фиг. 2 — разрез A-А на фиг, 953184

Предлагаемая конструкция якоря. состоит иэ полого штока 1, к верхней части которого навинчен конус 2 с пазами. По пазам конуса свободно могут перемещаться упорные плашки 3, имеющие соответствующие T-образные 5 выборки и находящиеся н зацеплении с толкателем 4. Нижний конец толкателя соединен с корпусными деталями, 5 и 6. Верхняя часть корпусной детали 5, а также нижняя часть толкате- 1Q ,ля 4 выполнены, соответственно с внутренней и наружной проточкой с воэможностью осевого перемещения корпуса 5 и толкателя 4 относительно друг друга на величину хода, необходимого для вывода штифта 7 из фигурного паза без зацепления упорных плашек 3 со стенками скважины.

Внутри корпусных деталей размещены прижатые с помощью пружин 8 в продольном направлении упругие элементы конические упоры 9. Причем коническая поверхность каждого упора обращена к внешней части корпуса б и находится в постоянном сопротивлении с концевой частью упорных башмаков 10.

К нижнему концу корпуса 6 внернута муфта 11 с фигурными пазами. Нижний конец якоря оканчивается переходником 12.

При спуске якоря в скважину башмаки 10 постоянно прижимаются к стенкам скважин и штифт 7 предотвращает перемещение корпусных деталей 5 и б, толкателя 4 и упорных плашек 3 внерх относительно штока 1. Для Установки 35 якоря н скважине инструмент приподнимают, затем поворотом вправо и одновременным спуском вниз выводят штифт 7 из фигурного паза муфты 11.

5 MoM H IIo I M IIopH e IIII H 3 I 4Q находящиеся в зацеплении с толкателем 4, вместе со штоком 1 перемещаются вверх на величину хода, необходимого для вывода штифта 7 из фигурного паза муфты 11, но при этом они не входят в контакт со стенками скважины. В момент подачи инструмента вниз с одновременным его поворотом штифт. 7 выходит из фигурного паза и шток с навинченным на него кону; сом 2 перемещается вниз, а башмаки

10 вместе с корпусными деталями 5 и

6 толкателем 4 и упорными плашками

3 остаются неподвижными за счет сил трения между башмаками и стенками скважины. Конус 2 раздвигает упорные плашки 3 до контакта со стенками скважины и расклининает их, удержи вая якорь в неподвижном положении, Для перевода якоря из рабочего положения в транспортное инструмент приподнимают. При этом конус 2 перемещается вверх, упорные плашки 3 скользят по конусу вниз, уменьшаясь н диаметре, штифт 7 входит в расширенную часть фигурного паза муфты

11 и занимает верхнее положение по отношению к муфте. При дальнейшем спуске якоря штифт занимает нижнее положение по отношению к муфте.

Использование наиболее простых и надежных конструктивных элементов н предлагаемом якоре позволяет производить его разборку и сборку непосредственно в скважинных условиях, облегчает работу по его уходу, а также увеличивает надежность его эксплуатации в скважине. В результате при исследовании скважин с помощью устройства может быть достигнут значительный экономический эффект.

Формула изобретения

Якорь, состоящий из полого штока, установленных с возможностью перемещения друг относительно друга корпуса и толкателя башмаков с упругими элементами и конуса с упорными плашками, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности работы, упругие элементы выполнены в виде подпружиненных н продольном направлении конических упоров, установленных с нозможностью взаимодействия с концевой частью башмаков.

Источники информации, принятые но внимание при экспертизе

1. Зайцев Ю.В. Пакеры и технологические схемы их установок. M.„

ВНИИОЗНГ, 1969 с. 51.

2. Авторское свидетельство СССР

9791922, кл, Е 21 В 23/06, 1977 (прототип) .