Способ гашения колебаний сил упругости в приводе
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61)Дополнительное к авт. сеид-ву Р 750175 (22) Заявлено 20 ° 01.81 (21) 3241969/25-28 (51) М. Кл. с присоединением заявки ¹â€”
F F 15/02
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет—
Опубликовано 230882. Бюллетень ¹ 31 .Дата опубликования описания 23 ° 08.82
t$3) УДК 621.567.
° 1 (088.8) аявитель
Куэбасский политехнический институт (54) СПОСОБ ГАШЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ СИЛ УПРУГОСТИ
В ПРИВОДЕ
Изобретение относится к способам гашения колебаний машин и механизмов.. Известен способ гашения колебаний сил упругости в приводе, заключающийся в том, что в системе изменяют параметр, влияющий на силу упругости трансмиссии ведомого вала привода в зависимости от его скорости j1).
Недостатком способа является невозможность уменьшения амплитуд ко- . лебаний внутри диапазона ограничения, а также невозможность ограничения статической составляющей сил упругости
По основному авт.св. Р 750175 известен способ гашения колебаний сил упругости в приводе заключающийся в том, что измеряют скорость вращения ведомого вала привода и пропорционально ей задают скорость холостого хода движения, являющуюся параметром, влияющим на силу упругости трансмиссии (2).
Недостатком способа является наличие значительных динамических нагрузок в приводе, обусловленных недос ваточно быстрым гашением колебаний сил упругости °
Целью изобретения является снижение динамических нагрузок,в приводе.
5 Укаэанная цель достигается тем, что согласно способу дополнительно измеряют ускорение ведомого вала и прн превышении абсолютного значения заданной величины ускорения за10 дают скорость холостого хода двигателя пропорционально ускорению ведомого вала.
На чертеже показана структурная схема устройства, в котором реализован предложенный способ гашения колебаний сил упругости в приводе.
Двигатель 1 посредством трансмиссии,2 связан с ведомым валом 3 привода, воспринимающим нагрузку
20.и снабженным датчиком 4 угловой скорости, сигнал с которого подается на блок 5 перемены задания и корректирующее устройство 6 и датчиком
7 ускорения, сигнал с которого подается на пороговый блок 8 и на блок 5
25 перемены задания, сигнал с которого поступает на регулятор 9 скорости вращения двигателя. Блок 5 перемены задания может содержать ключи 10 и
11 управляемые сигналом с пороговоЗ0 го блока 8. Входы ключей 10 н 11
953293 связаны с выходами датяико» 4 скорости и датчика 7 ускорения, а выходы ,с регулятором 9 скорости вращения двигателя 1.
При реализации способа измеряют датчиком 7 ускорения текущее зна- 5 чение ускорения DT ведомого вала 3 привода, поступающее на вход блока
5 перемены задания на вход порогового блока 8, который срабатывает только при превышении абсолютного 10 значения ускорения D . Пока D - D пороговый блок 8 не срабатывает и блок 5 перемены задания пропускает сигнал с датчика 4 скорости (ключ ll замкнут) и не пропускает сигнал с 15 датчика 7 ускорения (ключ 10 разомкнут). В этот момент задания скорости холостого хода двигателя W осущест<о вляют по соотношению
1 о= W++D 20 где И вЂ” угловая скорость вращения
2 ведомого вала 3;
К вЂ” коэффициент пропорциональности;
Пк сигнал коррекции опРеделяемый параметрами привода.
Резкое изменение нагрузки на ведомом валу 3 привода влечет за собой увеличение абсолютного значения ускорения выходного вала D, при превышении которого заданного значения Dg происходит срабатывание порогового блока 8 и блок 5 перемены задания подключает к регулятору 9 скорости датчик 7 ускорения и отключает датчик 4 скорости (ключ
10 замкнут, ключ 11 разомкнут).
В режиме срабатывания порогового блока 8 скорость холостого хода двигателя И задают пропорцио- 40 нально ускорению ведомого вала привода D+ по соотношению о а Пт+Пк (2) где а — йостоянная, определяемая возможностями двигателя W 45 и степенью снижения величины перегрузок.
Такое задание скорости холостого хода двигателя позволяет при резком изменении скорости выходного вала 3 привода формировать процесс управления двигателем 1 и уменьшить динами ческие нагрузки в приводе.
Так при резком уменьшении скорости вращения выходного вала 3, 55 возникающим в результате резкого наброса нагрузки (например, встреча исполнительного органа с жестким препятствием), ускорения D ведомого вала 3 привода. будет отрицательH B IIpH 0т" D> согласно соотношению (2), произойдет быстрый перевод двигателя 1 в режим экстренного торможения.
Резкое увеличение скорости вращения ведомого вала 3, возникающее при быстром уменьшении нагрузки в результате реализации потенциальной энергии, накопленной в упругих элементах трансмиссии 2, или при появлении активной нагрузки на исполнительном органе, привод к увеличению положительного ускорения D т и при D<> D> осуществляет форсированный разгон двигателя 1.
Таким образом, задание скорости холостого хода двигателя Х опропорционально ускорению ведомого вала 3 привода позволяет производить эффективное гашение колебаний сил упругости в приводе и снизить динамические нагрузки в приводе при резком изменении нагрузки.
Если . в процессе управления двигателем 1 возникает момент, когда
DT
Применение предлагаемого изобретения позволяет повысить эффективность снижения динамических нагрузок в приводе, повышает долговечность и надежность машин, работающих при резкопеременном характере нагрузок. формула изобретения
Способ гашения колебаний сил упругости в приводе по авт.св. Р 750175, отличающийся тем, что, с целью снижения динамических нагрузок в приводе, дополнительно измеряют ускорение ведомого вала и при превышении абсолютного значения заданной величины ускорения задают скорость холостого хода двигателя пропорционально ускорению ведомого вала.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР
Р 168965, кл. Г 01 П 17/10, 1965.
2. Авторское свидетельство СССР
9 750175, кл. F 16 F 15/02, 1977 (прототип).
953293
Нагрузка
Составитель А.Андреев
Техред Т.фанта Корректор Н.Король
Редактор Л.Гратилло
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 6241/59 Тираж 990 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, РаушсКая наб., д. 4/5