Дейдвудное уплотнение

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

953315

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соеетскик.Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву» (22) Заявлено 210181 (21) 3239089/25-08 (51) М.Кп з

F 16 J 15/3;ф

8 63 Н 23/36 с присоединением заявки М—

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано ?3088?. Бюллетень Мо 31

Дата опубликовачия описания 230882

153) УДК62-762 (088.8) 1

A. В. СмЫКов :.: - : с -,;

4 г Я 4

< «."ЖЧиg"ä ба

<» ИИт Г,.ид лище

В.A.Черепнин, И.Я.Пинус, И.A.Åëèí и В.С.Сапелкин

) ) (Ленинградское высшее инженерное мо им. адм. С.О.Макарова (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ЦЕйдВудНОЕ УПЛОТНЕНИЕ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к судостроению для морских и речных судов, имеющих в качестве опоры дейдвудные подшипники скольжения, работающие на масляной смазке.

Известно дейдвудное уплотнение, содержащее пакет манжет, который поджимается крышками в гнезде корпуса, причем манжеты находятся в контакте с защитной втулкой, концентрично охватывающей гребной вал 11 ).

Недостатком известной конструкции является износ защитной втулки и манжет в зоне их локального контакта иэ-за постоянства эоны контакта и вследствие перегрева манжет, что приводит к повышенной утечке масла.

Кроме того, при попадании абразивных частиц в зону контакта трущихся пар их вымывание затруднено из-эа наличия выработки в защитной втулке, что еще больше увеличивает износ трущейся пары и утечку масла за борт.

Известно также уплотнение вала, пакет набивки которого поджимается крышкой к днищу гнезда в корпусе. В этом же гнезде установлены сменные втулки, представляющие собой средства для изменения эоны контакта уплотняющих кромок манжет с рабочей поверхностью вала. По мере изнашивания вала на место пакета набивки устанавливается одна иэ сменных втулок, а на место втулки-- пакет набивки, и тем самым пахет набивки устанавливается на неиэношенную часть вала (".).

Недостатком этой конструкции является то, что для своевременной замены зоны контакта следует периодически визуально контролировать состояние поверхности пары трения, для чего необходимо вручную проводить периодическую разработку, контроль и сборку уплотнения, что связано с выводом устройства из эксплуатации и значительными материальными трубоэатратами.

В действующих устройствах судов эта конструкция вообще не приемлема, так как для смещения зоны контакта трущихся пар необходима постановка судна в док с выводом его из эксплуатации.

Цель изобретения — автоматизация перемещений кромок манжет без разборки уплотнения.

Поставленная цель достигается тем, что в дейдвудном уплотнеики, содержащем пакет манжет и средства из30 менения зоны контакта их уплбтняющих

953315 кромок с рабочей поверхность вала, упомянутое средство выполнено в виде копировального устройства, корпус которого закреплен на валу и снабжен вращающимися следящими элементами, которые находятся в контакте с износной поверхностью копира, жестко закрепленного на одном из торцов пакета манжет, на другом конце которого установлен упругий возвратный элемент. При этом упругий возврат- !О ный элемент выполнен в виде мембраны, фланцы которой взаимодействуют с вве деиноя в устройство подвижной шайбой, перемещаемой с помощью регулировочного болта. Кроме того, упругий возв-15 ратный элемент может быть выполнен в виде пружины.

При этом износная поверхность копира выполнена из оттарированного износного слоя или имеет волнистую заданного профиля поверхность.

На фиг.1 показано уплотнение, общий вид; на фиг.2 — вариант уплотнеиия с упругим элементом в виде пружины и с незакрепленными в корпусе манжетами, общий вид; на фиг.3 — вэриант уплотнения с копировальным устройством, расположенным между манжетами, общий вид.

Дейдвудное уплотнение крепится к дейдвудной трубе 1 болтом 2 и содержит корпус 3, внутри которого крышкой 4 с помощью болтов 5 крепится пакет манжет, состоящий из манжет 6, прикрепленных к разделительному кольцу 7 с антифрикционным слоем 8 бол- З5 том 9 через кольца 10 и 11. Причем на торце кольца 10 и на кольце 11 установлен упругий возвратный элемент

12, выполненный в виде мембраны с фланцами, на который через подвиж- 40 ную шайбу 13 передается упор от болта 14. На торце кольца 11 (фиг.1 и 2) * или на торце кольца 7 (фиг.3) установлено износное копирное кольцо 15.

Защитная втулка 16, концентрично ох- 45 ватывающая гребной вал 17, закреплена к ступице гребного винта 18 болтом 19 через уплотнение 20. На защитной втулке 16 на шпонке 21 закреплено копирное устройство 22 со сле- gp дящими элементами 23.

Уплотнение работает следующим образом.

При вращении вала 17 и втулки 16 копирное устройство 22 также совершает вращательное движение, при котором следящие элементы (например шарики ) обкатываются относительно неподвижного кольца 15. По мере износа копирного кольца 15 кромки манжет 6 под воздействием упругих возвратных элементов 13 перемещаются вдоль поверхности втулки 16. Для сильно загрязненной воды копирное кольцо 15 выполнено t волнистой по- 65 верхностью, и кромки манжет совершают возвратно-поступательное движение за один оборот вала и тем самым не дают осесть абразиву в зоне контакта трущихся пар. Кроме того, копировальное устройство установлено между манжетами (фиг.3).

Подвижный в осевом направлении подпружиненный пакет манжет с закрепленным на нем копиром и следящие элементы, копирующие изменение профиля поверхности копира, хотя и усложняют конструкцию уплотнения, но, благодаря оттарированному износному слою кольца, автоматически по заданной программе обеспечивают постепенное перемещение пакета манжет вдоль поверхности трения втулки, что приводит к постепенному равномерному износу поверхности трения втулки. При этом увеличивается надежность дейдвудного уплотнения, уменьшается утечка масла за борт и исключается разборка и сборка уплотнения для смещения зоны контакта, т.е. снижается трудоемкость при эксплуатации.

Уплотнение с волнистым заданным профилем.копирного кольца несколько снижает долговечность конструкции, однако возвратно-поступательное движение пакета манжет необходимо на судах, работающих в порту и реках, в водах которых не менее 20% абразивных частиц во взвешенном состоянии.

Формула изобретения

1. Дейдвудное уплотнение, содержащее пакет манжет и средства изменения зоны контакта их уплотняющих кромок с рабочей поверхностью вала, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью автоматизации перемещений кро» мок манжет без разборки уплотнений, упомянутое средство выполнено в виде копировального устройства, корпус которого закреплен на валу и снабжен вращающимися следящими элементами, которые находятся в .контакте с износной поверхностью копирного кольца, жестко закрепленного на одном из торцов пакета манжет, а на другом его торце установлен упругий возвратный элемент.

2. Уплотнение по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что упругий возвратный элемент выполнен в виде мембраны, фланцы которой взаимодействуют с введенной в устройство подвижной шайбой, перемещаемой с помощью регулировочного болта.

3. Уплотнение по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что упругий возвратный элемент выполнен в виде пружины.

953315

tg 1 g

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Балацкий Л.Т. Эксплуатация и ремонт дейдвудных устройств морских судов. И., "Транспорт", 1975 с. 50, рис.18.

2, Авторское свидетельство СССР

9 727930, кл. F 16 J 15/24, 1978.

7 8 Я

Фис. 1

953315!

7.8 .g3 1б

Фиь. 3 и

Составитель A.Îïoë÷åíöåa

Техред A.Бабинец Корректор И.Коста

Редактор В.Данко

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4 с

Заказ 6242/60 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5