Отсечной клапан

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву= (22) Заявлено 20. 10. 81 (21) 3236698/25-08 t$1) М. Ка. с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

F 16 К 17/04

Государственный комитет

СССР но делам изобретений. и открытий

Опубликовано 2308,82, Бюллетень т 31

Дата опубликования описания 23.0882 (S3) УДК 621.646 (088.8) A.Â.Ðóñàíoâ, В.Х.Лютович, И.Т.Чепурной и С.ф.СувофСПз-"=.---—

= ° ;-1, т s 4 . . ..;:ъ-...

3 !

Всесоюзный научно-исследовательский, проек но-, . > конструкторский и технологический институт, трансформаторостроения

l (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ОТСЕЧНОЙ КЛАПАН

Изобретение относится к защитным устройствам жидкостных резервуаров и может быть использовано в электрических машинах и аппаратах с жидким диэлектриком, в частности в силовых трансформаторах для защиты их в аварийных режимах.

Известен предохранительный клапан для защиты гидравлических систем, в котором на запорный орган действуют в противоположном направлении две пружины, одна из которых отжимает эапорный орган от седла, а другая предназначена для фиксации запорного элемента в закрытом положении 1 ).

Недостатком этой конструкции является малое проходное сечение и невозможность вывода запорного органа в рабочее положение после срабатывания клапана.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство, содержащее корпус с седлом, тягу, установленную в корпусе вдоль оси седла, эапорный орган, связанный с тягой, и две пружины открытия и закрытия, аксиально установленные с противоположных сторон запорного органа(2).

Недостатком известного устройства является его подверженность колебаниям запорного органа, что требует введения в конструкцию. дополнительных гасящих элементов, усложняющих клапан и увеличивающих его материалоемкость.

Целью изобретения является ynpotð щение конструкции клапана и повыше. ние его надежности.

Эта цель достигается тем, что тяга запорного органа установлена в корпусе неподвижно и выполнена в виде двухступенчатого стержня, эапорный орган с пружиной закрытия установлен на ступени большего диаметра с возможностью осевого перемещения вдоль нее, а пружина открытия снабжена ограничителем ее действия на запорный орган и установлена на ступени тяги меньшего диаметра, причем усилие пружины закрытия меньше усилия пружины открытия, но больше инерционных сил, действующих в направлении открытия запорного органаа.

На фиг. 1 изображен отсечной клапан в рабочем положении, общий вид, на фиг. 2 и 3 — аварийные

Зр оежимы работы клапана.

953325

Отсечной клапан состоит (ф. из корпуса 1, на фланце 2 кот установлена крышка 3 фланца 4 подсоединения к расширителю и ционного аппарата и фланца 5 подсоединения к газовому реле. га 6 проходит через осевое от тие крышки 3 и крепится на не помощи резьбы. Тяга выполнена це двухступенчатого стержня, пени большего диаметра которо тановлены цилиндрическая пруж закрытия, кольцо 8 и запорный ган 9 с цилиндрическим выступ, г. 1) рого для дук

Я

Тяерспри в виа стуо ус- 10 на 7 орм 10.

На ступени меньшего диаметра яги 6 установлена пружина 11 открыт я, усилие которой в 1,5-2 раза п евышает усилие пружины 7. Огра ичение действия пружины 11 на за орный орган 9 осуществляется шайбой l12, прижимаемой пружиной 11 к уст пу 13 20 тяги 6. К крышке 3 крепится с оба 14, на которой установлена изоляц онная пластина 15 с двумя конта тами

16, выводы которых расположен s клем мной коробке 17.

Отсечной клапан работает следующим образом.

Фланцем 4 клапан подсоединен к

РасшиРителю, фланцем 5 — к газовому

Реле тРансформатора. Пружинамй 7 и

11 запорный орган 9 сбалансирован таким образом, что диэлектрическая жидкость свободно может перемещаться во всей полости клапана. Скорость движения жидкости под воздействием тепловых потоков незначительна, 35 и она не в состоянии преодолеть усилие пружин 7 и 11, удерживающих рабочий орган 9 в открытОм поЛожении. При повреждении оболочки бака трансформатора поток жидкости,из 40 расширителя устремпяется в полость клапана (фиг,2) . Запорный орган 9 начинает двигаться вправо и пере- крывает поступление жидкости Из расширителя в бак. Вместе с.запор- 45 ным органом 9 под действием пружины 7 движется и кольцо 8 до за мыкания контактов 16, подающих сигнал о резкой утечке диэлектрической жидкости. При упоре кольца 8 ц контакты 16 прекращается действий пружины 7 на запорный орган 9, и его движению препятствует теперь вся сила пружины 11, но в это,же время резко возрастает гидравлическое сопротивление запорного органа 9, приблизившегося к торцу седла:корпуса 1. Возникшие при этом силы

1 прижимают запорный орган к се у трубы корпуса 1 и, преодолевая у илие пружины 11, удерживают его в том 60 положении.

При выравнивании давления иэлектрической жидкости с обеих сто он запорного органа 9 пружина 11 перемещает его влево до упора шайбы 12 65 в уступ 13 на тяге 6, автоматически выводя клапан в рабочее положение.

В случае повышения давления в баке трансформатора поток жидкости устремляется через газовое реле в клапан (фиг.3) и действует на запорный орган 9, который преодолевая действие пружины 7, движется вправо, полностью освобождая проходное сечение седла корпуса.

В обоих режимах работы виброустойчивость запорного органа 9 обеспечивается следующими условиями: усилие пружины 7 в 1,5-2 раза меньше усилия пружины 11, но больше инерционных усилий, действующих в направлении открытия запорного органа,. разность усилий пружин 7 и 11 больше инерционных усилий, действующих в направлении закрытия запорного органа 9, т.е.

Р,>5qX ;,-P„75g Xv, где Р— усилие пружины 7, Р— усилие пружины 11, 5 — наибольшее ускорение, возможное при вибрациях маслопровода трансформатора, определенное экспериментальйо, 2Vn — общая масса подвижных частей клапана.

Применение запорного органа с пру= жиной закрытия, усилие которой меньше усилия пружины открытия, но больше инерционных усилий, действующих в направлении открЫтия. запорного органа, позволяет упростить конструкцию клапана. :

Формула изобретения

Отсечной клапан, содержащий корпус с седлом, тягу, установленную в корпусе вдоль оси седла, запорный орган, связанный с тягой, и две пружины — открытия и закрытия, аксиально установленные с противоположных сторон запорного органа, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, тяга установлена в корпусе неподвижно и выполнена в виде двухступенчатого стержня, запорный орган с пружиной закрытия установлен на ступени большего диаметра с возможностью осевого перемещения вдоль нее, а пружина открытия снабжена бграничителем ее действия на запорный орган и установлена на ступени тяги меньшего диаметра, причем усилие пружины закрытия меньше усилия пружины открытия, но больше инерционных усилий, действующих в направ-. лении открытия запорного органа.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США 9 2906286, кл.137460, 1959.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 213434, кл. F 16 К 17/04, 1967.