Тренажер операторов систем управления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социапистичвски к

Республик

ИСАНИЕ (1 E) К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. санд-ву (22)Заявлено 14. 01.81(21) 3238857/18-12 с присоединением заявки,% (23) Приоритет

Опубликовано 23. 08.82. Б!оллетень М 31

Дата опубликования описания 25.08.82 (5 3 ) М. Кл.

G 09 В 9/00

9кудврстнснный квинтет

СССР йа делан нзабретеннЯ н открмтнЯ (53) УДК 681. 136.

51(088.8) ° СВС ОЮЗМА% (72) Авторы изобретения

Б.С. Фарбер и Б.И. Малютин

3A78ttTMi- 1 ю» .. :ХНИЧЮеА

БИБЛИО "ГЕЕ», (71) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Изобретение относится к трена жерам операторов систем управления и может быть использовано при подготовке операторов.

Известен тренажер операторов систем управления, содержащий пульт преподавателя соединенный с коммутатором заданий, логический блок, соединенный с блоком выставления оценки и индикации, пульт получаемого и шифратор (11 .

Недостатком известного тренажера является невысокая эффективность обучения.

Цель изобретения — повышение эффективности обучения.

Поставленная цель достигается тем, что тренажер операторов систем управления, содержащий пульт преподавателя, соединенный с коммутатором заданий, логический блок, соеди ненный с блоком выставления оценки и индикации пульт обучаемого и шиф2 ратор,-имеет блок памяти, блок задержки, блок создания цветовых и звуковых аналогий, блок имитации и оценки действий, блок формирования шагов решения заданий и регистратор отклонений, при этом выход коммутатора заданий соединен с первым входом блока памяти, второй вход и выход которого подключены к соответствующим входу и выходу блока !

О формирования шагов решения заданий, выход которого соединен с первым входом логического блока, а управляющий вход с первым выходом шифратора, подключенного входом к выходу блока задержки, второй выход шиф. ратора соединен с первым входом регистратора отклонения, первый выход которого соединен с управляющим входом пульта преподавателя, второй го выход регистратора отклонения через блок имитации и оценки действий подключен к третьему выходу шифратора, выходы блока имитации и оценки дей953652 ф ствий связаны с управляющим входом блока выставления оценки и индикации и информационными входами блока создания цветовых и звуковых аналогий, управляющие входы которого связаны с третьими выходами регистратора отклонения, подключенного четвертым выходом к управляющему входу логического блока, причем вход блока задержки через пульт обучаемого связан со вторым выходом блока памяти.

На чертеже изображена блок-схема тренажера. .Тренажер операторов систем управления содержит пульт 1 преподавателя l, соединенный с коммутатором 2 заданий, блоком 3 памяти, узлом 4 формиро вания шагов решения заданий, коммутатором 5 шагов решения заданий, логическим элементом И 6, дешифратором

7, узлом 8 индикации последующего кадра и узлом 9 интегральной оценки.

Пульт l0 обучаемого, через блок ll задержки, соединен с шифратором 12, узлом 13 образа действия, узлом

14 цветовых аналогий„ узлом 15 звуковых аналогий, регистратором 16 отклонений и узлом 17 оценки действий.

Логический блок содержит логический элемент И 6 и дешифратор 7.

Блок выставления оценки и индикации имеет узел 8 индикации последующего кадра и узел 9 интегральной оценки. Блок формирования шагов решения заданий имеет узел 4 Формирования шагов решения заданий и коммутатор.5 шагов решения заданий.

Блок создания цветовых и звуковых аналогий имеет узел 14 цветовых аналогий и узел 15 звуковых аналогий.

Блок имитации и оценки действий содержит узел 13 образа действия и узел 17 оценки действий.

После включения тренажер работает следующим образом.

Преподаватель пульта 1 управления с помощью коммутатора 5 устанавливает в блоке 3 памяти последовательность, заданий, подлежащих решению. Последовательность решения каждого задания запрограммирована, находится в блоке 3 памяти, формируется в блоке 4 формирования шагов и через шифратор 12 поступает на вход регистратора 16 отклонений

С выхода коммутатора 5 шагов решения заданий первое задание из блока памяти поступает на пульт 10 обучаемого. Обучаемый с пульта 10 нажимает на соответствующую клавишу предлагаемого действия (на схеме не указана). При этом ответ через блок

11 задержки, закодированный s шифраторе 12, поступает в узел 13 образа действия, в котором каждому действию поставлен в соответствие образ, сопровождающийся звуковыми колеба10 ниями определенной частоты, соответствующей образу, и цветовой подсвет- кой определенного тона, также соответствующей образу, с помощью узлов 14 и 15 соответственно. При этом у обучаемого вырабатываются сеансомоторные связи между действиями, образом действия и цветовыми и звуковьили. аналогиями. Действия учащегося при этом подсознательно контроли2Î руются. В блоке 16 происходит сравнение заданного программой действий и предлагаемого обучаемым. Величина отклонений оценивается в узле 17 и поступает в узлы l4 и 15. При откло25,нениях, превышающих допустимые, величина рассогласования вызывает в узле 14 цветовых аналогий и узле 15 звуковых аналогий пульсирующую, негармоничную цветовую и звуковую гамму, указывая этим обучаемому на ошибку и заставляя его обдумать и ssecти в машину новое действие с пульта

10. В случае допустимых отклонений на логический элемент И 6 поступит единица с регистратора 16 отклоне35 ний и коммутатор 5 шагов решения заданий и дешифратор 7 вызовет в узле

8 индикации последующего кадра результат действия. Тренажер готов к последующим действиям обучаемого, который воздействует на пульт 10, и весь процесс. повторяется до окончания решения. При этом узел 4 форми. рования шагов через коммутатор 5 шагов решения заданий, логический элемент И 6, дешифратор 7, выставляет оценку за решение первого задания в узле 9 индикации интегральной оценки. Из блока 3 памяти поступает следующее значение.

Тренажер позволяет обучать учащихся решению задач с использованием образного мышления с высокой степенью детализации, кроме того, за счет разгрузки сенсорных каналов происходит дополнительный контроль за правильностью ответов и снижается уровень утомляемости.

5 9536

Это позволяет повысить эффективность обучения. формула изобретения

Тренажер операторов систем управления, содержащий пульт преподавателя, соединенный с коммутатором заданий, логический блок, соединенный 10 с .блоком выставления оценки и индикации, пульт обучаемого и шифратор, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обу чения, он. имеет блок памяти, блок 39 задержки, блок создания цветовых и звуковых аналогий, блок имитации и оценки действий, блок формирования шагов решения заданий и регистратор отклонений, при этом выход коммутато- 20 ра заданий соединен с первым входом блока памяти, второй вход и выход которого подключены к соответствующим входу и выходу блока формирования шагов решений заданий, выход ко- 25 торого соединен с первым входом логического блока, а управляющий вход

52 с первым выходом шифратора, подключенного входом к выходу блока задержки, второй выход шифратора соединен с первым входом регистратора отклонения, первый выход которого соединен с управляющим входом пульта препода вателя, второй выход регистратора отклонения через блок имитаций и оценки действий подключен к третьему выходу шифратора, выходы блока имитации и оценки действий связаны с управляющим входом блока выставления оценки и индикации -и информационными входами блока создания цветовых и звуковых аналогий, управляющие входы которого связаны с третьими выходами регистратора отклонения, подключенного четвертым выходом к управляющему входу логического блока, причем exop, блока задержки через пульт обучаемого связан со вторым выходом блока памяти.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР 599278, кл. G 09 В 7/02, 1976.

953652

Заказ 2 2 77 Тираж 72

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, Составитель А. Алексанов

Редактор С. Патрушева Техред А. Ан Корректор И. Шароши