Тренажер оператора систем управления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик ()953653 (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27. 01. 81 (21) 3241344/18-12 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51)М. Кл.
G 09 ВЯ/ОО
Ркударственкы6 камитет
СССР
IIo делам нааврвтенкй и аткриткя
Опубликовано 23. 08. 82. Бюллетень № 31 (53) УД К 681 . 1 36
51(088.8) Дата опубликования описания 23.08.82 (72) Авторы изобретения
Н.С.Петров, В.П.Медведев, Ю.М.Князев
Б.А.Сальников и А.В.Проскуряков (71) Заявитель
Таганрогский радиотехнический институт им.В.Д.Калмыкова (54) ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Изобретение относится к тренажерам операторов систем управления и может -- быть использовано при подготовке операторов.
Известен тренажер оператора систем управления, содержащий блок ввода ответов, соединенный с клавиатурным блоком и блоком сравнения, который непосредственно через вычислитель подключен к блоку индикации, связанному с клавиатурным блокам jE) .
Недостатком известного тренажера является невысокая эффективность тренажера.
Цель изобретения — повышение эффективности тренажера.
Поставленная цель достигается тем, что тренажер оператора систем управления, содержащий блок ввода ответов, соединенный с клавиатурным блоком и блоком сравнения, который непосредственно и через вычислитель подключен к блоку индикэции, связанному с клавиатурным блоком, имеет блок ввода условий, блок памяти эталонных условий, блок синтеза ответов и дополнительный блок сра внения, при этом управляющий выход клавиатурного блока через блок ввода условий подключен ко входам блока синтеза ответов, дополнительного блока сравнения и блока памяти эта1О лонных условий, выход которого через дополнительный блок сравнения связан с информационными входами бло— ка ввода ответов, блока синтеза от.ветов и блока индикации.
На чертеже показана блок-схема тренажера.
Тренажер. содержит клавиатурный блок 1, первый выход которого подключен к входу блока 2 ввода условия, 1 о а второй выход — к первому входу блока 3 ввода ответов, выход которого соединен с первым входом первого блока 4 сравнения, второй вход к.1тс3653
10
40
55 з 95 рого соединен с выходом блока 5 синте за ответов. Первый вход блока 5 синтеза ответов соединен с первым выходом блока 2 ввода условий, а второй вход - с первым выходом второго блока 6 сравнения. Первый вход второго блока 6 сравнения, соединен со вторым выходом блока 2 ввода условий, второй вход — с выходом блока 7 .памяти эталонных условий, подключенного к третьему выходу блока 2 ввода условий, второй выход второго блока 6 сравнения подключен к четвертому входу блока 8 индикации, а третий выход - ко второму входу блока 3 ввода ответов. Первый вход блока
8 индикации подключен к выходу вычислителя 9, второй вход — к третьему выходу блока 1, а третий вход - к второму выходу первого блока 4 сравнения, первый выход которого соединен с входом вычислителя 9. При этом блок 1 представлен набором клавишных переключателей, блок 2 ввода условий и блок 3 ввода ответов выполнены.:в виде оперативных запоминающих уст" ройств, блок 5 синтеза ответов предствлен регистром сдвига, второй блок
6 сравнения выполнен в виде набора логических элементов И, а блок 7 памяти эталонных условий-представлен долговременным запоминающим устройством °
Тренажер работает следующим образом.
Учащийся, получив билет или программу для самостоятельной работы после изучения первого вопроса формализует условие вопроса согласно инструкции и предлагаемым элементом условия в определенный код. формализованное условие однозначно, отражающее смысловое восприятие вопроса учащимся, вводится через блок 1 в блок 8, где обеспечивается индикация кода условия задания, а также в блок 2 откуда оно поступает в блок
6. формированное условие в блоке 6 сравнивается с эталонным условием, поступившим из блока 7. При полном совпадении сигналов из блока 2 и блока 7, блок 6 выдает сигнал адекватности восприятия условия вопроса, который поступает в блок 8, обес печивая визуальное подтверждение адекватности восприятия условия вопроса. Этот же сигнал поступает в блок 5, разрешая формироВание эталонного ответа, путем сдвига и последующего считывания информации иэ регистра сдвига блока 5, на основании сигнала иэ блока 2. Сигнал из блока 6 поступает также в блок 3, разрешая ввод ответа на вопрос. При несовпадении сигналов иэ блока 7 и блока 2, блок 6 через блок 8 обеспечивает индикацию степени совпадения воспринятия условия. вопроса учащимся с эталонным смыслом условия, реализуя при этом локализацию ошибок в восприятии условия. В блок 5 в это время из блока 6 поступает сигнал запрета формирования эталонного ответа. Учащийся в этом случае должен вновь обдумать и пересмыслить условие ворроса и затем, формализовав, вновь обдумать и пересмыслить, условие вопроса и затем, формализовав, вновь ввести его через блок в блок 2 и блок 8. Перейти непосредственно к ответу на вопрос учащийся может только после полного совпадения сигналов из блока 2 и блока 7 при адекватном восприятии условия вопроса (в этом случае блок отключает сигналы запрета от блока 5). При вводе учащимся ответа на вопрос сигнал из блока 1 поступает в блок 8, где обеспечивается индикация кода ответа, а также в блок 3. С выхода блока 3 сигнал поступает на первь1й вход блока 4, на второй вход которого поступает код эталонного ответа из блока 5. В случае верного ответа, из блока 4 в блок 8,поступает сигнал, обеспечивающий визуальное подтверждение правильности ответа. В случае неверного ответа блок 4 формирует сигнал локализации ошибки ответа.
В случае верного ответа сигнал из блока 4 поступает также в вычислитель
8, где и запоминается. В случае неверного ответа сигнал в вычислителе
9 из блока 4 не поступает. После ответа на первый вопрос сигнал из блока 2 поступает в блок 7, где обеспечивается сдвиг внутри зоны кодов условии — на код условия второго вопроса. При подготовке к ответу и непосредственно при ответе на последующие вопросы цикл работы устройства полностью повторяются.По завершению ответов на все вопросы билета иэ вычислителя. 9 поступает сигнал оценки в блок 8, где обеспечивается визуальная индикация резуль татов контроля или самостоятельной работы, т.е. оценки. формула изобретения
ВНИИПИ Заказ 6282/77 Тираж 472 Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород,ул. Проектная, 4
5 9
Таким образом, устройство реализуя предварительный анализ понимания условия задания, повышает надежность и достоверность контроля знаний, а также исключает возможность формирования и закрепления в памяти учащихся неверных ассоциаций и.установок. Это особенно важно при самостоятельной работе, когда отсутствует непосредственный контакт учащегося с педагогом. Все это приводит к увеличению эффективности обучения.
Тренажер оператора систем управления, содержащий блок ввода ответов, соединенный с клавиатурным блоком и блоком сравнения, который ,непосредственно и через вычислитель
53653 6 подключен к блоку индикации, связанному с клавиатурным блоком, о т л ич а ю шийся тем, что,с целью пов ыше ния эффе кти вности тренажа, он имееет блок ввода. Условий, блок памяти эталонных условий, блок синтеза ответов и дополнительный блок сравнения, при этом управляющий выход клавИатурного блока через блок
tO . ввода условий подключен ко входам блока синтеза ответов, дополнительного блока сравнения и блока памяти эталонньх условий,-выход которого через дополнительный блок сравне1s ния связан с информационными входами блока ввода ответов, блока синтеза ответов и блока индикации.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе щ 1. Авторское свидетельство СССР
11 408366, кл. G 09 В 19/005, 1973.