Механизм управления коробкой отбора мощности

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

Q ll H C A H И Е ()954264

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено 05.09.80 (2!) 2976915 27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

В 60 К !7/28.Гееудлретвенный каннтет

СССР (53) УДК 629.113 (088.8) Опубликовано 30.08.82. Бюллетень №32

Ао AoJl3N нзобретеннй н вткрв|тнй

Дата опубликования описания 05.09.82

В. И. Морозов, В. А. Кучинский, 1О. И. Губский, А. И.,Лисиненко. И. П. Шеенко и H. Е. Шрйу енко

j"

4 (72) Авторы изобретения г

1 (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ УПРАВ,ЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ОТБОРА

МОЩНОСТИ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления коробкой отбора мощности автотопливоцистерн.

Известен механизм управления коробкой отбора MoIUíîñòè (КОМ), содержащий пневмопривод для дистанционного управления, рычаг для ручного управления, шток для включения коробки отбора мощности с поводком, кинематически связанные между собой (1).

Недостатком такого механизма управления КОМ является то, что непосредственная связь штока КОМ со штоком пневмопривода ведет к появлению нагрузки от пружины пневмопривода на рычаге при ручном управлении, а это может вызвать самопройзвольное выключение коробки отбора мощности.

Цель изобретения — повышение надежности функционирования и улучшение условий эксплуатации при ручном управлении.

Указанная цель достигается тем, что кинематическая связь между штоком для включения коробки отбора мощности с поводком и пневмоприводом выполнена в виде корпуса с цилиндрическими расточками и коническим переходом между ними, в котором установлены подпружиненный относительно корпуса шток с продольным пазом и гнездом с подпружиненным штифтом сцепления и направляющая с отверстием, шариком и жестко закрепленный в ней штифтом, проходящим через продольный паз штока и служащим для ограничения пово. рота штока относительно направляющей, причем направляющая кинематически соединена со штоком для включения коробки отбора мощности с поводком, а подпружиненный относительно корпуса шток соединен с пневмоприводом.

Подпружиненный штифт сцепления обес15 печивает соединение или разъединение штока с направляющей и перемещается в гнезде штока под воздействием пружины и шарика. При этом шарик либо выжимается подпружиненным штифтом в кольцевую проточку между направляющей и корпусом, либо выжимает подпружиненный штифт в гнездо штока разъединяя шток и направляющую.

Наличие узла включения обеспечивает автономность ручного управления, так как

954264 направляющая может перемешаться независимо от штока.

На фиг. 1 изображен предлагаемый механизм, общий вид; на фиг. 2 — узел включения, общий вид, разрез.

Механизм управления 1 коробкой отбора мощности содержит пневмопривод 2, дополнительный узел 3 включения, рычаг 4 и шток 5 КОМ.

Узел включения соединен одним концом со штоком 6 пневмопривода, а другим концом — со штоком 5 КОМ, связанным с поводком 7 включения КОМ.

Дополнительный узел 3 включения содержит направляющую 8, шток 9, причем проворачиванию их друг относительно друга препятствует штифт 10, расположенный в пазу 11 штока, корпус 12, контргайку 13, крышку 4, пружину 15, упирающуюся в шайбу 16, расположенный в гнезде 17 штока подпружиненный штифт 18 сцепления, шарик 19.

Механизм управления КОМ работает следующим образом.

При дистанционном управлении коробкой отбора мощности пневмопривод под воздействием сжатого воздуха толкает шток 9, сжимая пружину 15. Зазор между торцом штока 9 и направляющей 8 выбирается, и в момент начала их совместного движения подпружиненный штифт 18 под действием своей пружины попадает в отверстие направляющей, выталкивая шарик в кольцевую проточку, и связывает шток 9 и направляющую 8. При этом шток 9 начинает толкать направляющую 8, которая в свою очередь толкает шток 5 КОМ, .35 и связанный с ним поводок 7 включения.

Происходит включение коробки 1 отбора мощности. При дистанционном выключении КОМ воздух из пневмопривода стравливается. Под действием пружины 15, а также пружины пневмопривода шток 9 40 перемещается обратно и тянет направляющую 8, шток 5 КОМ и связанный с ним поводок 7 включения. Происходит выключение КОМ. В конце рабочего хода направляющей 8 шарик 19, перемещаясь по конусу, образованному корпусом 12 и направляю45 щей 8, выталкивает подпружиненный штифт

18, шток 9 и направляющая 8 разъединяются, при этом направляющая 8 останавливается, а шток 9 возвращается в исходное положение.

При ручном управлении коробкой отбора мощности вместе со штоком 5 КОМ перемещается только направляющая 8, при этом шток 9 остается в прежнем положении, тем самым исключается воздействие пружины пневмопривода на рычаг.

Таким образом, использование узла включения выгодно отличает предлагаемый механизм управления КОМ от известного, так как обеспечивается автономность ручного управления. При этом направляющая узла включения перемещается независимо от штока, что исключает появление нагрузки от пружины пневмопривода на рычаге управления, следовательно, повышается надежность функционирования и улучшаются условия эксплуатации при ручном управлении.

Формула изобретения

Механизм управления коробкой отбора мощности, содержащий кинематически связанные между собой пневмопривод для дистанционного управления, рычаг для ручного управления, шток для включения коробки отбора мощности с поводком, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности функционирования и улучшения условий эксплуатации при ручном управлении, упомянутая кинематическая связь между штоком для включения коробки отбора мощности с поводком и пневмоприводом выполнена в виде корпуса с цилиндрическими расточками и коническим переходом между ними, в котором установлены подпружиненный относительно корпуса шток с продольным пазом и гнездом с подпружиненным штифтом сцепления и направляющая с отверстием, шариком и жестко закрепленным в ней штифтом, проходящим через продольный паз штока и служащим для ограничения проворота штока относительно направляющей, причем направляющая кинематически соединена со штоком для включения коробки отбора мощности с поводком, а подпружиненный относительно корпуса шток соединен с пневмоприводом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Автотопливоцистерна АЦ-5,5-375.

Техническое описание № 3/66916р-117, с. 16 — 17 (прототип).

954264

Редактор Н. Безродная

Заказ 6149(1 4

Состав ител ь А. Бары кон

Техред A. Бойкас Корректор H. Король

Тираж 718 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4