Привод вспомогательных асинхронных машин локомотива

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

O Il И С А Н И Е ()954265

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Фт

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.12.80 (21) 3216997/24-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

В 60 1. 1/00

Гесударственнмй кемитет (53) УДК 621.335..833 (088.8) Опубликовано 30.08.82. Бюллетень №32

Ао делам нэобретений и еткрмтий

Дата опубликования описания 05.09.82 ,t" -. (72) Автор изобретения

В. М. Корови н

Ворошиловградский тепловозостроительный завод., им. Октябрьской революции (71) Заявитель (54) ПРИВОД ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АСИНХРОННЫХ МАШИН

ЛОКОМОТИВА

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств с автономными источниками питания и может быть использовано преимущественно на тепловозах.

Известен привод вспомогательных асинхронных машин локомотива, содержащий тяговый генератор с двумя сдвинутыми относительно друг друга в пространстве и соединенными в звезду трехфазными обмотками статора, с которыми соединены выпрямители, к выходам которых подключены тяговые двигатели (1).

Недостатками известного устройства являются неравномерность нагрузок выпрямительных установок, что приводит к увеличению массы и габаритов этих установок, снижение надежности работы асинхронных машин при уменьшении напряжения тягового генератора и отсутствие возможности пуска асинхронных машин в аварийном режиме при наличии только двух фаз питания.

Цель изобретения — повышения надежности работы вспомогательных асинхронных машин.

Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено контакторами, силовые контакты которых соответственно включены между анодными группами выпрямителей и нулевыми выводами обмоток статора синхронного тягового генератора, причем между соответствующими фазными выводами одной и другой обмоток синхронного тягового генератора симметрично включены фазы обмотки статора каждой вспомогательной асинхронной машины.

На чертеже приведена принципиальная электрическая схема предлагаемого привода.

Устройство содержит синхронный тяговый генератор 1 с двумя сдвинутыми относительно друг друга в пространстве и соединенными в звезду трехфазными обмотis ками 2 и 3 статора, к которым подключены выпрямительные установки 4 и 5, к выходам которых включены тяговые двигатели 6 и 7.

Между анодными группами выпрямительных установок 4 и 5 и нулевыми выводами обмоток 2 и 3 статора синхронного тягового генератора 1 соответственно включены силовые контакты 8 и 9 контактора и разъединителя, а между соответствующими фазными выводами обмоток 2 и 3 синхронного тягового генератора 1 симметрично включены

954265 фазные обмотки 10 — 12 статора каждой вспомогательной асинхронной машины.

Устройство работает следующим образом.

При работе произвольного числа вспомогательных асинхронных машин обмотки статора генератора 1 нагружены всегда равномерно, поэтому напряжечия на обеих обмотках генератора имеют одинаковую величину и выпрямительные установки 4 и 5, питающие равное количество тяговых двигателей 6 и 7, имеют одинаковую тбковую нагрузку. На чертеже показано подключение фазных обмоток 10 — 12 асинхронных машин к одноименным фазным выводам обмоток 2 и 3 статора генератора I.

Когда линейное напряжение обмотки 2 (V, ) больше линейного напряжения обмотки 3 (Ч2), ток, например, фазной обмотки 12 асинхронной машины замыкается по контуру 2--12 — вентиль катодной группы выпрямительной установки 5 — тяговые двигатели 7 и далее по двум цепям: один вентиль анодной группы выпрямительной установки 5 — 10 — 2 и другой вентиль анодной группы выпрямительной установки 5 — 11 — 2, Таким образом, обмотка 3 генератора шунтируется малоомной нагрузкой, какой являются тяговые двигатели 7.

Когда V2 > Vr, то ток течет по контуру

12 4 6 — 11 — 3 (IO — 3). При этом шунтируется обмотка 2 генератора.

В режимах пуска и разгона локомотива, когда напряжение генератора понижается, включают контактор 8. При замкнутом контакторе 8 ток фазной обмотки 12, когда

V,>12, замыкается по контуру 2 — 12 —,вентиль катодной группы выпрямительной установки 5 — 7- — 8 — вентиль анодной группы выпрямительной установки 4 — 2. В том случае, когда V2> Vr, ток замыкается по контуру 3 — 12 — 4--6 — 8 — 5 — 3. Напряжение на фазной обмотке 12 в этом режиме практически равно линейному напряжению генератора, т. е. обеспечивается увеличение напряжения по сравнению с режимом, когда контактор 8 разомкнут.

В аварийном режиме при обрыве одной из фаз питания асинхронных машин включают разъединитель 9. В этом случае при питании от двух фаз в асинхронной машине образуется вращающееся магнитное поле, что обеспечивает наличие момента на валу асинхронной машины при пуске. Следует отметить, что при отключенных тяговых двигателях 6 и 7 напряжение на фазах асинхронных машин зависит от угла сдвига трехфазных обмоток генератора l. Запуск асинхронных машин производится на холостом ходу генератора 1 при отключенных тяговых двигателях 4 и 5. Для обеспечения использования на локомотивах различной мощности одинаковых по номинальным напряжениям и вспомогательных асинхронных машин возможно включение фаз этих машин к разноименным фазным выводам обмоток генератора l.

Использование предлагаемого устройства на локомотивах даст экономию в капитальных затратах, поскольку при этом не требуется завышать мощность выпрямительных установок, устанавливать специальный вспо1s могательный генератор или увеличивать установленную мощность асинхронных электродвигателей, а также применять сложные и ненадежные устройства переключения обмоток асинхронных электродвигателей со

«звезды» на «треугольник».

Кроме того, благодаря обеспечению запуска асинхронных электродвигателей привода вспомогательных механизмов на двух фазах локомотив имеет возможность в аварийных условиях не останавливаться на

2s перегоне, а продолжать движение до ближайшего депо.

Формула изобретения

Привод вспомогательных асинхронных машин локомотива, содержащий синхронный тяговый генератор с двумя сдвинутыми относительно друг друга и соединенными в звезду трехфазными обмотками статора, с которыми соединены выпрямители, отличаюи(ийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен контакторами, силовые контакты одного из которых включены между анодными группами выпрямителей, а другого — между нулевыми выводами

40 обмоток статора синхронного тягового генератора, между соответствующими фазными выводами одной и другой обмоток которого включены фазы обмоток статора каждой вспомогательной асинхронной машины.

Источники информации. принятые во внимание при экспертизе

1. Филонов С. П. и др. Электрическая схема тепловоза 2ТЭ116. М., «Транспорт», 1975, с. 55.

954265

Редактор Н. Безродная Техред А. Бойкас Корректор H. Король

Заказ 6! 49/14 Тираж 718 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород,. ул. Проектная, 4