Устройство для импульсного регулирования тока возбуждения сериесного тягового двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
< >954271 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.10.80 (21) 2991212/24-! 1 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М Кл з
В 60 L 15/08
Гасударственные комитет
СССР
Опубликовано 30.08.82. Бюллетень № 32
Дата опубликования описания 05.09.82 (53) УДК 621,313 ,r (088 8) по делам лэобретенкй и открытий с,.
В. А. Мнацаканов и И. А. Рюмин (72) Авторы изобретения
Всесоюзный научно-исследовательский институт вагоностроения (71) Заявитель (54) УСТРОЛСТВО ДЛЯ ИМПУЛЬСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТОКА ВОЗБУЖДЕНИЯ СЕРИЕСНОГО ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к электрифицированному транспорту, в частности к устройствам для импульсного регулирования частоты вращения тяговых электродвигателей постоянного тока транспортных средств.
Известно устройство для импульсного регулирования тока возбуждения сериесного тягового двигателя, содержащее тиристорный регулятор, включенный параллельно обмотке возбуждения, диод, шунтирующий обмотку якоря, и дроссель (1).
Недостатком указанного устройства является то, что дроссель подключен последовательно с двигателем к источнику питания, что ведет к недоиспользованию мощности двигателя, так как на его зажимах напряже- ние меньше напряжения источника питания, и повышенному нагреву дросселя, так как его обмотка во время пуска постоянно обтекается током. Кроме того, для устойчивой работы тиристорного регулятора возбуждения его максимальный коэффициент заполнения должен быть на 3 — 5% меньше единицы, а так как зависимость степени ослабления поля от коэффициента заполнения существенно нелинейна в указанной зоне, то это приводит к значительному недоиспользованию регулировочных свойств тяговых двигателей.
Цель изобретения — повышение надежности работы устройства путем стабилиза5 ции напряжения на коммутирующем узле регулятора.
Поставленная цель достигается тем, что дроссель включен одним выводом между общей точкой обмоток якоря и возбуждения двигателя и другим — между обшей точкой тиристорного регулятора и вышеуказанного диода.
На чертеже представлена принципиальная электрическая схема устройства.
Устройство содержит тиристорный регу15 лятор 1, подключенный параллельно обмотке 2 возбуждения тягового электродвигателя, обмотка 3 якоря которого шунтирована диодом 4. Дроссель 5 включен между общей точкой обмоток 2 и 3 тягового двигателя и о общей точкой регулятора 1 и диода 4. Тяговый двигатель подключен к источнику 6 питания.
Устройство работает следующим образом.
Когда.тиристорный регулятор 1 не функционирует, то в обмотке 2 возбуждения ра953271
Формула изобретения
Составитель Н. Лысяков
Редактор Н. Безродная Техред А. Бойкас Корректор Г. Огар
Заказ 6 149114 Тираж 718 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 вен току в обмотке 3 якоря, а напряжение на тяговом двигателе равно напряжению источника 6 питания. Как только тиристорный регулятор 1 начинает переключаться с некоторым коэффициентом заполнения импульсного цикла, то в период проводящего состояния тиристорного регулятора 1 ток обмотки 3 якоря, минуя обмотку 2 возбуждения, начинает ответвляться в цепь дросселя
5 и тиристорного регулятора l. В период непроводящего состояния тиристорного регулятора I отпирается диод 4 и часть тока обмотки 3 якоря, ответвивщаяся в цепь дросселя 5, замыкается по контуру: обмотка 3 якоря, дроссель 5, диод 4, обмотка 3 якоря.
Таким образом, ток обмотки 2 возбуждения становится меньше первоначального значения, т.е. меньше, чем ток в обмотке 3 якоря. Чем с большим коэффициентом заполнения импульсного цикла работает тиристорный регулятор 1, тем большая доля тока обмотки 3 якоря, минуя цепь обмотки 2 возбуждения, ответвляется в цепь дросселя 5 и тем больше коэффициент регулирования тока возбуждения, определяемый, как правило, отношением величины тока в обмотке 2 возбуждения к величине тока в обмотке 3 якоря. Следует отметить, что в процессе регулирования тока в обмотке 2 возбуждения напряжение на тиристорном регуляторе 1 в течение каждого импульсного цикла достигает величины напряжения источника питания. Это происходит при отпирании диода 4.
Таким образом, условия работы коммутационного узла тиристорного регулятора - 1, в значительной мере определяемые уровнем напряжения на коммутирующем конденсаторе, являются стабилизированными, что существенно повышает надежность работы устройства в целом и позволяет исключить преждевременные срывы режима регулирования.
Экономический эффект при использовании предлагаемого устройства получается за счет повышения надежности работы установки и сокращения числа выходов из строя тяговых двигателей по причине преждевре10 менного срыва режима регулирования и применительно к вагонам метрополитена составляет около 200 тыс. руб. в расчете на депо с парком 300 вагонов.
Устройство для импульсного регулирования тока возбуждения, сериесного тягового двигателя, содержащее тиристорный регуго лятор, включенный параллельно обмотке возбуждения, диод, шунтирующий обмотку якоря, и дроссель, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы устройства путем стабилизации напряжения на. коммутирующем узле регулятора, дроссель включен одним выводом между общей точкой обмоток якоря и возбуждения двигателя и другим — между общей точкой тирисгорного регулятора и указанного диода.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Электропоезда постоянного тока с импульсными преобразователями. Под ред.
В. Е. Розенфельда. М., «Транспорт», 1976, с. 35 — 37, рис. 1.17 (прототип).