Способ получения антифрикционных покрытий
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11954501 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено .20.0381 (21)3262419/22-02 ($1) М. Кп.
С 23 С 7/00 с присоединением заявки М
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
133) УДК 621. 793. .7(088.8) Опубликовано 300882. Бюллетень 89 32
Дата опубликования описания 300882 (72) Авторы изобретени я
В.A.Ðàä÷åíêî, Ю.В.Петров, П.Т.Новиков, В
N.Ã.3oëîòoãoðoâ, М.Л.Подсыпанин и А.И.
-1, (.
I специальное конструкторское бюро дизе còp4åí ";Р,";.»„
Производственного объединения "3 езда", (71 ) Заявитель (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЦХ
ПОКРЫТИИ
Ф
Изобретение относится к полученик антифрикционных покрытий газотермическим напылением, в частности покрытий, включающих медь и олово и предназначенных для повышения износостойкости поршней двигателей внутреннего сгорания.
Известен спбсоб получения антифрикционных покрытий напылением, в соответствии с которым на подложку напыляют комбинации различных материалов, в частности меди и стали, алюминия и стали, алюминия и свинца(1) и (2).
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ полу-. чения антифрикционных покрытий путем напыления на подложку медь- и оловосодержащих слоев при различном соотношении этих компонентов, в частности, например, бронзы БРОФ-10-1 (33. Однако ни один из .известных способов не обеспечивает достаточных антифрикционных свойств в условиях высоких удельных давлений и температур,воэдействующих на трущиеся поверхности, в частности, на поршень двигателя внутреннего сгорания в условиях повышения форсировки двигателей и компрессоров и снижения расхода масла.
Целью изобретения — повышения анти. фрикционных свойств.
Укаэанная цель достигается эа счет того, что в способе получения антифрикционных покрытий, включающем газотермическое напыление на подложку медь- и оловосодержащего слоя, этот слой формируют путем напыления чередующихся слоев меди и олова толщиной
5-25 мкм при толщине слоя олова
0,45-0,70 толщины слоя меди и общей толщине покрытия 0,1-0,5 мм.
Медь-оловянное покрытие, выполненное в соответствии с изобретением, об ладает малой склонностью к схватыванию, хорошей пластичностью,обеспечивающей снижение удельных нагрузок в зоне. контакта, и высокой износостойкостью.
Послойное .нанесение покрытия при общей его толщине 0,1-0,5 мм позволя ет получить слоисто-пористую износо« стойкую структуру, обладающую самосмазывающими свойствами. Кроме того, 25 в связи с тем, что покрытие .представ. ляет собой чередующиеся слои меди и олова, во время приработки, в частности, поршня к втулке рабочего цилиндра в зонах с высокими удельЗ0 ными давлениями, частички рлова, на954501
Т асход кислорода л/ч
Расход ацетилена л/ч
770
Испытания проводят с использованием контртел из чугуна марки
СЧ-24-40. Результаты испытаний нриведены в таблице. Для сравнения приведены данные по свойствам покрытий, полученных известными способами.
2,3
0,8
Максимально допустимая рабочая температура во с
Относительная износостойкость
Относительное давление до схватывания
Тип покрытия
0,70
400
Си
0,79
0,25
1,06
335
0,96
Cu-Sn
Cu-Sn
Cu-Sn
2., 40
0,45
1,8
1,9
320
2,66
320
0,6
1,8
2,70
320
0,7
Cu-Sn
2,72
280
0,96
0,95
1,0
Cu-Sn
2,0.
230
2,74
Cu-Sn
Cu-Sn
4,0
2.00
2,78
0 56
200
0,48
2,78
350
Ст-AL (50, 50)
Фторопласт 4
БрОФ-10-1
0,71
0,61
175
1,58
0,43
1,00
220
1,00
П р и м е ч а н и е: Относительная износостойкость, и относительное предельное давление до сватывания являются отношением износа и предельного давления до схватывания для данного покрытия к значениям этих же величин для бронзового покрытия (БРОФ-10-1).
+st — отношение толщины слоя олова к толщине слоя меди.
Ф.ствами. Испытание поршней форсированных дизелей типа 23/2хЗ с таким
65 покрытием подтвердило хорошую приКак видно из приведенных данных, полученные покрытия обладают оптимальна и антифрикционными свойходящиеся в покрытии, выполняя роль твердой смазки, значительно увеличивают предельное давление до схватывания, а срабатываясь, увеличивают лощадь контакта, снижая за этот чет удельное давление. 5
Пример. Проводят напыление образцов медь-оловянным покрытием для испытания на износ и предельное давление до схватывания. Испытание на износ производят по схеме дискколодка, а на предельное давление до схватывания — по схеме вал-втулка.
Напыление меди и олова чередующимися слоями осуществляют двумя газопламенными аппаратами МГИ-5М с использова- 15 нием медной и оловянной проволоки диаметром 3 мм, на режимах:
Давление кислорода кгс/см
Давление ацетилена кгс/см
Получение медь-оловянного покрытия может осуществляться и распылением из отдельных газотермических аппаратов порошков меди и олова.
Распыление же смеси этих порошков из одного аппарата будет приводить к частичному или полному сплавлению частичек меди и олова, т.е. к образованию бронзового покрытия.
954501
Формула изобретения
Составитель Л..Казакова
Редактор Е.Лушникова Техред И. Гайду Корректор В Бутяга
Заказ 6374/25 Тираж 1053 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035,Москва,й-35,Раушская наб.,д.4/5
Филиал ППП "Патент",г.ужгород, ул.Проектная, 4 рабатываемость покрытий и малый их износ, обеспечивающие увеличение ресурса поршня с 4-8 тыс.ч (при электролитической покрытии рабочей поверхности оловом) до 30-40 тыс.ч работы, т,е. до капитального ремонта дизеля.
Использование предлагаемого способа обеспечивает повышение техни.— ко-экономических показателей двигателей и компрессоров и значительное снижение эксплуатационных расхо .дов за счет увеличения ресурса поршней (в 5-8 раз) и возможности снижения расхода масла.
Способ получения антифрикционных покрытий путем газотермического напыления на подложку медь- и оловосо1 держащего слоя, .о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения антифрикционных свойств покрытий, медьи оловосодержащий слой формируют путем напыления чередующихся .слоев меди и олова толщиной 5-25 мкм при толщине слоя олова 0,45-0,70 толщины слоя меди и-общей толщине нОкрытия
0,1-0,5 мм.
Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе
1..Катц Н .В.и др. Металлизнция распылением. М. "Машиностроение" „
1966, с.185-.188.
2. Антошин Е.В., Газотермическое напыление покрытий М.,"Машиностроение"
1974, с. 53-58. 3. Металлизация антифрикционными псевдосплавами. Всесоюзный проектнотехнический институт тяжелого машиностроения.М., ОНТИ, 1962, с.8 10.