Плоский затвор гидротехнических сооружений
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е ()954547
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз, Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 23.03.81 (21) 3267251/29-15 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
Е 02 В 7/26
Гюеударетвелимй кюмитет
СССР (53) УДК 627.833 (088.8) Опубликовано 30.08.82. Бюллетень № 32
Дата опубликования описания 05.09.82 пю делам изобретений и юткрмтий (72) Авторы изобретения
С. B. Фармаковский и Н. А. Фаворская (71) Заявитель
Специальное конструкторское бюро «Мосгидро
1 ™ъ ь— (54) ПЛОСКИЙ ЗАТВОР ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано для перекрытия глубинных отверстий гидротехнических сооружений.
Известен плоский затвор гидротехнических сооружений, включающий пролетное 5 строение, опорно-ходовые части и уплотнительное устройство (1) .
Недостатками затвора является то, что уплотнение при перемещении затвора скользит по уплотняемой поверхности и может быть повреждено, а также то, что при высоких напорах для компенсации протечек на выходе требуется перепускное устройство с большой пропускной способностью, что усложняет конструкцию перепускного устройства и пролетного строения, либо строитель- 15 ной части сооружения.
Известен плоский затвор гидротехнических сооружений, содержащий пролетное строение, ходовые колеса, упруго закрепленные на пролетном строении, уплотнительное устройство и опорные части (2) .
Недостатком затвора является то, что при высоких напорах посадка затвора сопровождается возникновением значительных динамических нагрузок. Кроме того, подъем затвора может производиться только при незначительных протечках на выходе, так как даже небольшой перепад создает нагрузку на затвор, которую не могут преодолеть упруго закрепленные колеса для восстановления затвора, и подъем затвора при таких условиях невозможен.
Цель изобретения — снижение динамической нагрузки на затвор в момент посадки, повышение надежности работы затвора.
Указанная цель достигается тем, что опорные части выполнены в виде резинометаллических брусьев с открытыми полостями расположенными по всей их длине, а в каждой полости установлены жесткие металлические упоры, «утопленные» относительно опорной плоскости опорных частей и прикрепленные вместе с резино-металлическим брусом к пролетному строению пустотелыми болтами, в которых выполнены дроссельные отверстия.
На фиг. 1 изображен затвор, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид по стрелке Б на фиг. 2.
Устройство состоит из пролетного строения 1, уплотнительного устройства 2, состоящего из обоймы 3, уплотнения 4 и прижим954547 ной планки 5, опорная часть выполнена в виде резино-металлического бруса 6, состоящего из резиновых 7 и металлических
8 пластин. Между брусом 6 и пролетным строением 1 имеется составная прокладка из резинового листа 9 и металлического листа 10, к которому прикреплен резино-металлический брус 6. В резино-металлическом трусе 6 по всей его длине выполнены открытые полости 11, в каждую из которых установлены жесткие металлические упоры 1р
12. Упоры 12 соединены с листами 9 и 10, и полотнищем пролетного строения 1 пустотелыми болтами 13, снабженными дроссельными отверстиями 14 и закрепленными гайками 15.
Затвор снабжен колесами !6, упруго-зак- > репленными на пролетном строении 1 и опирающиеся на закладные части 17. Между уплотнительным устройством 2 и закладными частями 17 имеется зазор 18.
Устройство работает следующим образом. 2О
Затвор 1, перемещаясь по закладным частям 17, устанавливается перед перекрываемым отверстием с зазором 18. Величина зазора определяется расчетом и зависит от напора и величины возможных протечек на выходном отверстии. При создании перепада на затворе (когда начинает открываться отверстие на выходе) затвор начинает перемещаться по направлению к закладным частям 17. Нагрузка воспринимается сначала упруго закрепленными колесами 16, а затем резино-металлическими брусьями 6, работающими совместно с листами 9 и 10. В момент соприкосновения поверхности резино-металлических брусьев 6 с закладными частями 17 полости 11 замыкаются и при дальнейшем движении затвора происходит деформация резиновых листов 7 и 9 с изменением объема полостей 11 и истечением воды через дросселирующие отверстия 14 пустотелых болтов 13, чем и достигается торможение затвора и снижение скорости подхода затвора к закладным частям, т. е. 40 снижение динамической нагрузки.
Подбором диаметра дросселирующих отверстий можно изменять скорость подхода затвора к закладным частям и, таким образом, величину коэффициента динамики.
При выравнивании давлений перед и за затвором с помощью перепускного устройства в строительной части перед подъемом затвора зазор восстанавливается даже при значительном остаточном перепаде давления на затвор силой упругого отпора резинометаллических опор, что позволяет производить подъем затвора при значительных протечках на выходе и относительно небольшой пропускной способности перепускного устройства.
Применение предложенного затвора позволит снизить динамическую нагрузку на затвор в момент посадки, повысить надежность маневрирования затвором.
Формула изобретения
Плоский затвор гидротехнических сооружений, содержащий пролетное строение, ходовые колеса, упруго закрепленные на пролетном строении, уплотнительное устройство и опорные части, отличающийся тем, что, с целью снижения динамической нагрузки на затвор в момент посадки, повышения надежности работы, опорные части выполнены в виде резино-металлических брусьев с открытыми полостями, расположенными по всей их длине, а в каждой полости установлены жесткие металлические упоры, утопленные относительно опорной плоскости опорных частей и прикрепленные вместе с резино-металлически брусом к пролетному строению пустотелыми болтами, в которых выполненные дроссельные отверстия.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 308146, кл. Е 02 В 7/26, 1969.
2. Чертеж СКБ «Мосгидросталь» арх. № 2222 55 С Б, 1967 (и рототи и ) .
954547
Составитель A. Кононов
Техред A. Бойкас Корректор Ю.Макаренко
Тираж 709 П однисное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и о крытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Г1роектная, 4
Редактор Е.,Лушникова
Заказ б1бО 28