Центробежный насос

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОЛ ИСАНИЕ

ИЗЬБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПЬСТВУ

Союз Соаетских

Социалистических

Республик

J >954615 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.01.81 (21) 3241437/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М Кл з

F 04 D 1/00

Гасударственный кемнтет

СССР

Опубликовано 30.08.82. Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 05.09.82 (53) УДК 621.671 (088.8) ле делам нзабретений и еткритий (72) Авторы изобретения

С. А. Войтко и Г. П. Федоров (71) Заявитель (54) ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС

Изобретение относится к насосостроению, а именно к центробежным насосам, и может быть использовано для перекачивания жидкостей с повышенным содержанием механических примесей.

Известен центробежный насос, содержащий корпус, размещенное в нем рабочее колесо, установленное на валу, расположенном в корпусе в подшипнике скольжения смазываемого жидкостью, поступающей по каналу, соединяющему полость подшипника с полостью ступени высокого давления (lj.

Недостаток известного центробежного насоса — малая интенсивность перекачивания жидкости через подшипник, что ведет к ухудшению охлаждения подшипника.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является центробежный насос, содержащий корпус, размещенное в нем, по меньшей мере, одно рабочее колесо, установленное на валу, расположенном с кольцевым зазором в подшипнике скольжения, образующем с корпусом торцовые полости, и устройство для смазки подшипника перекачиваемой жидкостью (2 .

Недостаток насоса состоит в низкой надежности работы и небольшом сроке службы.

Цель изобретения — повышение надежности и срока службы насоса.

Поставленная цель достигается за счет того, что устройство для смазки подшипника выполнено в виде импеллера, установленного в одной из торцовых полостей, а последние и зазор сообщены между собой с образованием замкнутого контура циркуляции.

На фиг. 1 изображен предлагаемый насос (продольный разрез) с концевым расположением подшипника на валу; на фиг. 2— то же, с расположением подшипника между стержнями насоса.

Центробехкный насос содержит корпус 1, размещенное в нем по меньшей мере, одно рабочее колесо 2, установленное на валу 3, расположенном с кольцевым зазором 4 в подшипнике 5 скольжения, образующим с корпусом 1 торцовые полости 6 и 7, и устройство для смазки подшипника 5 перекачиваемой жидкостью, выполненное в виде импеллера 8, установленного в одной из торцовых полостей подшипника 5.

Торцовые полости 6 и 7 и зазор 4 сообщены между собой каналами 9 с образованием замкнутого контура циркуляции. На954615 сос содержит полость 10 высокого давления, каналы I I и 12 подвода жидкости. Полости

6 и 7 подшипника 5 уплотнены относительно полости 0 насоса торцовыми уплотнениями 13. Насос содержит также фильтр 14, крышку 15 и торцовое уплотнение 16.

Центробежный насос работает следующим образом.

При вращении рабочего колеса 2 осущест- 10 вляется транспортировка перекачиваемой среды в полость 10 насоса. Жидкость на . смазку подшипника 5 поступает по каналу

11 через фильтр 14 и далее по каналу 12 в торцовую полость 6, затем пи каналам 9 в торцовую полость 7 подшипника 5. Далее 15 жидкость импеллером 8 нагнетается в зазор 4, откуда протекает снова в полость. 6.

Таким образом, образуется замкнутый контур циркуляции. По установлении рабочего режима насоса давления в торцовых полос- п тях 6 и 7 и полости 10 высокого давления насоса выравниваются, поскольку полости

6 и 7 подшипника 5 уплотнены относительно полости 10 насоса торцовым уплотнением 13 и крышкой 15. Расход жидкости через фильтр 14 становится практически равным 25 нулю, за исключением небольшого раЧхода на восполнение утечек через торцовое уплотнение.

Основное количество тепла, образующееся при работе подшипника 5, передается че- З0 рез поверхность каналов 9 на корпус 1, которые охлаждаются жидкостью, перекачиваемой насосом.

Аналогично насос будет работать, когда подшипник 5 расположен между ступенями насоса (фиг. 2).

Предлагаемые усовершенствования обеспечивают практически автономную работу. системы смазки и охлаждения подшипника, увеличивают интенсивность циркуляции охлаждающей и смазывающей жидкости и теплообмена, увеличивают срок службы как подшипника, так и фильтра, поскольку расход жидкости через него значительно уменьшается, что повышают надежность центробежного насоса в целом.

Формула изобретения

Центробежный насос, содержащий корпус, размещенное в нем, по меньшей мере, одно рабочее колесо, установленное на валу, расположенном с кольцевым зазором в подшипнике скольжения, образующем с корпусом торцовые полости, и устройство для смазки подшипника перекачиваемой жидкостью, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и срока службы, устройство для смазки подшипника выполнено в виде импеллера, установленного в одной из торцовых полостей, а последние и зазор сообщены между собой каналами с образованием замкнутого контура циркуляции.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 333289, кл. F 04 D 1/06, 1966.

2. Авторское свидетельство СССР № 715824, кл. F 04 D 1/00, 1977.

Составитель A.Молитвин

Редактор С.Юско Техред А. Бойкас Корректор М. Коста

Заказ 6164/31 Тираж 678 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 1 3035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, .ул. Проектная, 4