Сателлитный узел
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П Ы С А Н И Е 954687
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сотоэ Соаетскин
Социал истичвски к
Республик (6l ) Дополнительное к авт. саид-ву (22)Заявлено27.02.81 (2l) 3253652/25-28 с присоединением заявки № (23) П риоритет
Опубликовано 30.08.82. Бюллетень № 32 (5! )M. Кл.
F l6 Н 57/08 (Ьеударственнмй комитет
СССР ав делам нзобретеиий н отерытнй (53) УДК621.833..6(088.8) Дата опубликования описания 30.08.82 (72) Автор .. изобретения
Л. E. Хроменко (7l ) Заявитель
Стахановский филиал Коммунар=кого горномет института
yplfggkmbti b,:. ". (54) САТЕЛЛИТНЫЙ УЗЕЛ ший структурный вид: б =6+ (8 -6 ) () 1
Изобретение относится к машиностроению, а именно к редукторостроению.
Известна конструкция сателлитного узла, в которой в качестве дсрожки качения испбльзована расточка обода сател5 лита (1)
Повьш ение нагрузочкой способности планетарной передачи лимитирует в данном случае прочность обода сателлита.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является сателлитный узел планетарного механизма, содержащий зубчатый обод с расточкой и установленный в последний. подшипник качения 32 3 .
Однако в известной конструкции резерв нагрузочной способности использован недостаточно, так как применяемая в подобных случаях посадка сателлита на до кольцо подшипника создает нежелательные напряжения в ободе сателлита.
Пель изобретения — повышение нагрузочкой способности сателлитного узла.
Поставленная цель достигается тем, что в сателлитном узле планетарного механизма, содержащем зубчатый ободс расточкой и установленный в последней подшипник качения, толщина зубчатого. обода составляет 30-40% суммарной толщины сопряженных деталей, а подшипник качения установлен в расточке на клею.
На чертеже представлен сателлитный узел.
Сателлитный узел содержит зубчатый обод 1, в расточке которого установлен подшипник 2 качения с помощью клеевого шва 3.
Нормальные сопряжения в ободе 1 с учетом сил сцепления по поверхности сопряжения с кольцом подшштника 2 апределяются по формуле, имеющей следую25
Формула изобретения
3 95468
Где б — напряжение при свободном со-. единении (без сил сцепления обода с кольцом) — напряжения в сплошном (монолитном) эквивалентном ободе с толщиной, равной суммарной толщине системы, обод сателлита — кольцо подшипника; — интенсивность сил сцепления между ободом сателлита с l0 кольцом подшипника; ь - касательные напряжения в слое эквивалентного обода, соответствующем поверхности разъема системы обод — коль- 15 цо.
Отношение /л характеризует степень монолитности соединения обода с кольцом.
При =0 напряжения соответствуют свободному соединению при 6 ),Т (следует щ0 принимать 6 = Т) соединение обеспечива ет монолитность узла;
Напряжения в ободе при свободном соединении определяк гся по формуле
О зк(к)6MM М у где g = ф1 (ф) 11о — эффективная толщина обода (с учетом влияния зубчатого венца); и — суммарная толщина обода и кольца, 30
Как видно из формул 1 и 2, нормаль-. ные напряжения в ободе сателлита зависят не только от интенсивности сил сцепления с,подшипником, но и от соотношения толщин (жесткостей) обода и кольца. Исследование влияния последнего фактора на З5 напряжения в системе обод — кольцо показывает, что рациональная относительная толщина обода составляет К< =0,30,4 (обод тоньше кольца подшипника), При этом номинальные напряжения в ободе меныпе напряжений в кольце, но в связи с более высокой концентрацией напряжений в ободе конструкция получается равнопрочной.
Пределы прочности клея (фенольнополивинилацеталевого, полиэпоксидного и
7. ф др.) обеспечивают монолитность соединения. При некотором превьлиении напряжений предела прочности разрушения шва .происходить не будет в связи с тем, что, во-первых, это превышение будет иметь место лишь на отдельном, сравнительно небольшом участке, во-вторых, податливость клея на два порядка превышает податливость стали.
В результате повышается нагрузочная способность и долговечность сателлитного узла, в результате чего уменьшаются расходы, связанные с заменой разрушенных деталей и простоем машины; уменьшается вес сателлитного узла за счет уменьшения толщины обода и суммарной толщины, так как обеспечивается равнопрочность конструкции; упрощается сборка узла в связи с тем, что не требуется технологическая оснастка для сборки с натягом; улучшаются динамические и виброакустические характеристики узла.
Сателлитный узел планетарного механизма, содержащий зубчатый обод с расточкой и установленный в последней подшипник качения, отличающийся тем, что,,с целью повышения нагрузочной способности, толщина зубчатого обода составляет 30-40% суммарной толщины сопряженных деталей, а подшипник качения установлен в расточке на клею.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Волков Д, П., Крайнов А. Ф. Планетарные волновые и комбинированные передачи строительных и дорожных машин. М., "Машиностроение", 1968, с. 52, рис. 39.
2. Кудрявшцев В. H., Державец Ю. Л. и Глухарев Е. Г. Конструкция и расчет зубчатых редукторов., Л., "N ашиностроение", 1971, с, 957, рис. Й! 108.
Составитель В. Анархов
Редактор В. Петраш Техред М. Надь Корректор lO. Макаренко
Заказ 6393/35 Тираж 990 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал Г1ПП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4