Способ определения пятна контакта зубьев зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Х АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (iii 954808

Союз CoBovcKNx

Социалистических

Республик (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 13 06.80 (21) 2941.301/25-28 с присоединением заявки рв (23) Приоритет .Опубликовано 30. 08 82 Бюллетень Рв32

Дата опубликования описания 05 09 .82 (51)M. Кл.

С 01 В 7/28

3Ьеударстаенный камнтет

CCCP

Io делам нзабретеннй и открытий (53) УДК 531 ° 717.

° 2:621-833(088,8) (72) Авторы изобретения

М. Б. Кивенсон и В. Ф. Ионак,Я,". ...,у;" .,» и.

Краматорский научно-исследовательский и про ктноР ".:- * технологический институт машиностроения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЯТНА КОНТАКТА ЗУБЬЕВ

ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ

Изобретение относится к контролю зубчатых колес в машиностроении, а именно к способам контроля пятна контакта в зубчатом зацеплении.

Известен способ измерения потенциальной контактной линии зубьев, за- ключающийся в том, что отдельно взя тое контролируемое колесо устанавливают на контактомер, проводят измерительным наконечником по боковой по о верхности зуба и по показанию инди катора, связанного с измерительным наконечником, определяют отклонения потенциальной контактной линии от ее теоретического положения tlat .

Недостатком данного способа является измерение контактных линий на зу-" бьях отдельно взятых зубчатых колес, а не в реальной передаче, имеющей по° грешности относительного положения го осей зубчатых колес, при этом суммарная длина контактных линий не измеряется.

Наиболее близким по технической сущности к пре агаемому является способ определения пятна контакта зубьев зубчатой передачи, заключающийся в том, что для контроля суммарного пятна контакта зубья контролируемых колес покрывают термоиндикаторной краской, .вводят в зацепление между собой, приводят их во вращение и пропускают через зацепление колес электрический ток, после чего по получен-. ному терморельефу на краске определяют распределение нагрузок по поверхности контактного пятна 121.

Недостатком известного способа яв" ляется то, что полученный на зубе отпечаток краски является суммарным результатом взаимного обката зубьев контролируемых колес, не обеспечиваю- щим определение мгновенного пятна контакта, представляющего собой суммарную длину контактных линий между зубьями контролируемых колес и имеет низкую производительность из-за необходимости нанесения на зубья слоя термоиндикаторной краски.

Цель изобретения — контроль суммарной длины контактных линий и повышение производительности контроля.

Укаэанная цель достигается тем, что в способе определения пятна контакта зубьев зубчатой передачи, заключающемся в том, что вращают конт- 10 ролируемые зубчатые колеса и пропускают через зону контакта их зубьев электрический ток, дополнительно используют эталонные зубчатые колеса, вращают их синхронно с контролируе- 15 мыми колесами, измеряют значения функций омического сопротивления зон контакта контролируемых и эталонных зубчатых колес и по разности значений этих функций определяют отклоне- 2О ние величины суммарной длины контактных линий от номинальной длины последних, На чертеже изображена схема контроля. 25

Валы 1 и 2 зубчатых колес 3 и 4 контролируемого редуктора 5 установлены в подшипниках. б, электроизолированных от корпуса 7 и присоединены к входам измерителя 8 активного сопротивления. Валы 9 и 10 эталонных зубчатых колес ll и 12 редуктора 13

: соответственно присоединены к входам . измерителя 14 активного, сопротивления. Валы 1, 2, 9 и 10 редукторов 5 и

13 соединены между собой через электрически изолирующие их друг от друга муфты 1 и образуют замкнутый контур, вращение которому сообщается электродвигателем 16, а нагружение - нагружателем 17. Выходы измерителей 8 и

14 активного сопротивления соединены с входами сравнивающего устроиства

18, выход которого соединен с самописцем 19.

Измерение суммарной длины контактных линий производят следующим образом, Соединяют валы 1 и 2 контролируемого редуктора 5 с валами 9 и 10 эта50 лонного редуктора 13 и подключают к валам 1 и 2 измеритель 8 активного сопротивления. Сообщают валам 1 и 2 контролируемого редуктора 5 и валам

9 и 10 эталонного редуктора 13 син55 хронное вращение при помощи электродвигателя 16 и создают контакт на8 4 гружателем 17. Включают источник постоянного напряжения (не показан) и измеряют значения функций омического сопротивления зон контакта контролируемых 3 и 4 эталонных 11 и 12 зубчатых колес, пропорциональные суммарной длине контактных линий в зацеплениях. Измеренные значения функций омического сопротивления поступают из измерителей 8 и 14 в сравнивающее устройство 18„ Разностный сигнал записывается самописцем 19 в виде диаграммы, по которой определяют отклонение величины суммарной длины контактных линий от ее номинального значения, известного из зацепления эталонных зубчатых колес 3 и 4;

Таким образом, появляется возможность непосредственного контроля величины суммарной длины контактных линий в зацеплении 5убчатых колес более производи гельно, так как нет необходимости наносить на зубья колес индикаторные вещества.

Формула изобретения

Способ определения пятна контакта зубьев зубчатой передачи, заключающийся в том, что вращают контролируемые зубчатые колеса и пропускают через зону контакта их зубьев электрический ток, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью контроля суммарной длины контактных линий и повышения производительности контроля, дополнительно используют эталонные зубчатые колеса, вращают их синхронно с контролируемыми колесами, измеряют значения функций омического сопротивления зон контакта контролируемых и эталонных зубчатых колес и по разности значений этих функций определяют отклонение величины суммарной длины контактных линий от номианльной длины последних.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Марков А.Л. Измерение зубчатых колес. Л., "Машиностроение", 1977, с. 188.

2. Авторское свидетельство СССР

У 418709, кл. G Ol В 7/28,1976 (прототип).

954808

Составитель А. Дрхипенков

РеВактоВ В. Пилипенко ТехВеВ Т.йаточка Корректорб. Какатранко

Заказ 6412/41 Тираж В Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.

11303 Москва Ж- Я Рауаская наб. д, 4/, Филиал ППП "Патейт", г. Ужгород, ул. Проектная,