Устройство для испытания материалов на износ

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социапистическик

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН Ия

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< 954858 (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву(22)Заявлено 17.12.80 (21) 3218065/25-28 с присоединением заявки РЙ (23) Приоритет

Опубликовано 30.08.82. Бюллетень № 32 (51) М. Кл.

G 01 N 3/56

Ркударстмнный кемнтет

СССР ав делам нзобретеннй н открытнй (53) УДК620,178..162(088.8) Дата опубликования описания 30.08.82 (72) Авторы изобретения

В.И.Егоров, А.В.Мицкевич, Е.И.Соловьев и А.Н.Борисенков (7!) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ

НА ИЗНОС

Изобретение относится к испытательной технике и может быть исполь- зовано для испытания. материалов на износ, а также смазочных жидкостей применительно, например, к зубчатым

5 передачам.

Наиболее близким по технической сути и достигаемому эффекту яв-ляется устройство для испытания ма-* териалов на износ, содержащее корпус, „, установленные на нем с возможностью вращения водило для размещения в нем цилиндрических контробразцов и с возможностью качения двуплечий рычаг для закрепления в нем испытуемого плоского образца, взаимодействующий с рычагом узел нагружения и привод вращения водила (1).

Недостатком известного технического решения является низкая эффективност ь, что обусловлено невозможностью проведения испытаний материалов на износ при качении с различным скольжением, характерным для зубчатых зацеплений.

Цель изобретения — повышение эффективности испытания материалов на износ в условиях качения с различным скольжением.

Указанная цель достигается тем, что устройство для испытания, мате-риалов на износ, содержащее корпус, установленные на ней с возможностью вращения водило для размещения в нем цилиндрических контробразцов и с возможностью качения двуплечий ры. чаг для закрепления в нем испытуемого плоского образца, взаимодействующий с рычагом узел нагружения и привод вращения водила, снабжено взаимодействующим с рычагом регулируемым упором, двухзвенным планетарным механизмом, сателлиты которого соединены с контробразцами, а центральное колесо выполнено с внешним или внутренним зацеплением или в

95485 виде блоков колес с .одним иэ указанных зацеплений.

На фиг. изображено предлагаемее устройство, центральное колесо которого выполнено с внутренним зацеплением, на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - устройство, цен тральное капесо которого выполнено в виде блоков колес с внешним и внутренним зацеплением. 10

Устройство содержит корпус (не показан), водило с.цилиндричес-. кими контробразцами 2, двуплечий рычаг 3 для закрепления испйтуемого образца 4, узел 5 нагружения, при" 15 йод 6 вращения водила 1, регулируемый упор 7, двухэвенный планетарный механизм 8, сателлиты 9 которого соединены с контробразцами 2, а . центральное колесо 10 выпопнено с внешним зацеплением (не показано) или внутренним зацеплением или в ви- де блоков колес. Узел нагруженйя включает. пружину 11, натяжной рычаг

12. Контробразцы 2 установлены в водиле 1 c помощью подшипников 13. В случае, когда центральное колесо 10 выполнено в виде блока колес (фиг.3) устройство снабжено механизмом 14 переключения и упором-ограничителем 15.

Устройство (фиг. 3) позволяет получить небольшое скольжение контробраз цов 2 и исследуемых образцов 4 при введении в зацепление с сателлитами

9 колеса 10 с внутренним зацеплением и большое скольжение при зацеплении сателлитов 9 с колесом 10 с внешним зацеплением. Во всех случаях колесо, 10 выполняется неповорачивающимся относительно корпуса. 40

Кроме того,. центральное колесо 10 может быть снабжено независимым приводом.

Устройство работает следующим образом. 15

Устанавливают плоский образец 4 в рычаге 3, регулируют длину испытания его, после чего закрепляют. С помощью пружины 11 устанавливают нагрузку, а упором 7 - длину пути пере- 50 мец ения контробразцов 2 по исследуемому образцу 4. С помощью привода

6 приводят в движение водило 1 и оеремещают сателлиты 9 llo колесу 10, 8 4 обеспечивая качение и скольжение контробразцов 2 по исследуемому образцу 4, При центральном колесе 10, выполненном в виде блока колес (фиг.3} включение его осуществляется механизмом 14 переключения. Для получения скольжения контробразцов 2 по исследуемому образцу 4 необходимо сателлиты 9 скрепить с водилом 1 с помощью механизма стопорения (не показан).

По истечении определенного времени испытания регистрируется износ исследуемого образца известными способами в функции нагрузки, качения и скольжения, смазочного вещества.

Положительный эффект обусловлен повышением эффективности испытания

:материалов на износ в условиях каче-, . ния. с различным скольжением, а также тем, что позволит получить при испытаниях материалов на образцах более близкие к зубчатым зацеплениям ре" зультаты по износостойкости„ контактной прочности и другим показателям. формула изобретения

Устройство для испытания матери.. алов на износ, содержащее корпус, установленные на нем с возможностью вращения водило для размещения в нем цилиндрических контрббразцов и с воЗ можностью качения двуплечий рычаг для закрепления в нем испытуемого rinocкого образца, взаимодействующий с рычагом узел нагружения и привод вращения водила, о т л и ч а ю щ ее с.я тем, что, с целью повышения эффективности, оно снабжено взаимодействующим с рычагом регулируемом упором, двухзвенным планетарным механизмом, сателлиты которого соединены с контробраэцами, а центральное колесо выполнено с внешним или внут ренним зацеплением или в виде блоков колес с одним из указанных заце" плений.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР и 728030, кл..G 01 и 3/56, 1980 (прототип).

954858

Заказ

3 ° ираж 7 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5

Филиал ППН Патент, а. жгород, ул. Проектная, Составитель В.Данилов

Редактор П.Макаревич Техред М. Тепер . Корректор М. Коста