Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Щ = " ю, у ps jq pypgggygy (61) Дополни" ельное к авт, свид-ву(22) Заявлено 260381 (21) 3263325!24-07 с присоединением заявки ¹ —

Н 02 К 1/20

Государственный ко. аитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Г1рисритет—

Опубликовано 300882 Б ол е- b ¹ 32 I. (5З) УДИ 621. 313..713(088.8) Да > а опуб!, кования Опчса> ни 300 я 82

А.М. Каргов, Л,. .. Золотов, Г,; . Незчастнов, А.к!.!!!ара..::кин, Т."1.Hýìåíè и С.С.Мосолов (72) Авторы изобретения! .-!!-"...--".о- ссп:.т;овательский сектор Всесоюзного ордена -Ленииа

- 3 ::. .о-гз .- с;:.ательского и научно-исследовательского

-анститута "Гидропроект" им.С.Я.Жука (71) Заявитель ; С, А 1 -1Н1,КТРН 1ЕСКОЙ МАШИНь!

Изобретение отйосится к зле .тро. машиностроению, а более конкретно к конструкции статора мощного генератора.

Известны конст! Унции статора электрической маши::.:-:-, з которых стержни его обмотки закреплены в открытом пазу с гомо, -.:ю ктi:.;:на|1, Недостатками такой констру:.ö!!.;- являются сравнительно низкая надежность закрепления нескольких стер;;:.— ней под один пазовый клин и догольно большая трудоемкость крепления стержней при помощи забивки множес.тва коротких клиньев.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является конструкция статора генеоатора, в которой имеются открытые пазы, где под клин уложены четыре кабеля .-:. текстолитовый стакан, формирующий масляный бак для хладагента. Кабели частично размещены в гильзах из изоляционного материала, гричем между гильзами и кабелями расположены каналы, образованные полными выступами, размещенными на внутренней поверхности гильзы !2 .

Недостатками известной конструкции являются сравнит ельно плохое заполнение паза медью, так как в прямоугольном пазу размещены круглые проводники, и недостаточно надежное

5 * креп;тение четырех кабелей под один пазовb É клиH

Ц-:.-ль изобретения — повышение наде.. ности статора генератора при

;..и он!енин сборки.

Указанная цель достигается тем, что в статоре, содержащем шихтованный сердечник с пазами и охлаждаемую обмотку из высоковольтных заключенных в изоляционные гильзы кабелей, расположенных в каждом пазу в радиальный ряд, поверхность каждого паза выполнена в виде радиального ряда цилиндрических поверхностей, образующих сообщающиеся через радиальные прорези каналы, в которых расположены упомянутые кабели, и в зазоре между гильзами и стенками каналов вдоль сердечника установлены изоляционные шайбы с продольными каналами, а с тор25 цов сердечника к гильзам прикреплены резьбовые втулки, на которых расположены гайки, и между торцами сердечника и гайками расположены шайбы, по меньшей мере одна иэ которых

3Q имеет ребра жесткости, образующие р

«»» «, 3 f, «»

КОНС <Ру;;!;i!ÿ СОЛЕр<(ИТ;<аб«)-iH 1, РаЗМ(»ЩЕ1(1" Ii ПИ (IИ lIJJPß Е (К ОИ !ÌÈ выступами 4 „1>а(положенними на в нуTpetl;(er(;3< >в -pхе(ОО I -(Гильзы 3

В Bh)CTУ!1ак ИМ(» Нт СЯ «!!1<3!1! () ЦЛЯ lli О

П "V CK» ХХ(BJT,») С» El:. cr»3. (iI>ОС <<Я НОТ ВО

<ИСХСду ВЫС у П;)МИ с) Л ««и «f)I! K CBH Ия К cl6e— лей 1 Я с и)! .3::(х 3 .)а 1" Tii Iсз))."-(Орсае(тиь ным KQMII

Iie3 ЯМИ 0 H 0613»I!3 УЕВЩИХ Кана ЯЫ ДЛЯ пропуска хлада: ента. 1 Иль=ra 3 фиксирована B пазу при помощ;; изоляцион- ных шайб 9, снабженных отверст --;ями

10 для пропус«а хладагента, r; Bàr(pеп— лена гайками 11,- апирающимис:я на шайбы 12, причем шайбы,;(р,)легаю— щие Heпосредс вс E! i!o K гайке 1 жены ребрами жесткос Т;1 для образования каналов, I!0 «ÎTÎph)M! пропускаетсЯ хлада гент . Гайки 11 H

Р с(ЛИ аЛ Ь Htil(. i! а Е! «(ЛЬ!, С ОС) С)(«(<1)Я(1<я«СЯ С пр»)доль)я,)м-:, -<а ffа)!ами, 11))ЛИК();!.TI re;)i«<(lie 1-(;!!PI)>(!1(i(! ) H ic3. а MQГ «: (". т f: Пк кс (>а(положeHè зиГ—

)а Г006pп.r ll - 0»J)1! He F!IT .IpÎI>e BßìH „

P ci C i1Q J1 Q)К (. 1 1 Е!» 1«1П П 0 3 И 1": 3 с). 1 (»» (3 6 P c! .3 Н Ой .Л !3 11 И И! .

11<1 ((3??: 1 ??: ?? )!>»З.>.к-: Erf,i J(E)a ("оседних с)аднж(ь(3их ряпа фа он)(их пазсзв сер()1 clTO;)cl . el!ePclT(iPа Н3. фиг . 2-. сердечн)-к с. еатс ра с обмо -K-.I .и, па 13 фиг. 3 — се 1(-нио « l-.r(на >иг. 2, на фИГ. 4 -- r! ТО1)(сй B;;pl(IНТ 13;,Tr(()J.ПЕНИЯ ф<ЗСО Н HЫ» ., 1:! 3;;:,, !iсс) СП(3 !1: )КС F: i! E.IХ Ра(!И— л ь н Π— и г 1= сс Г О< ) 6 р»з )) О . 1(,> с и () е H H e

1< c36 »!er! 13 (С).„l C 1< с(аЕ,.c(r О«- rice

< как показа!c на ((, г 3„

ПРИ Рас;!С)ЛО>КЕНИЯ ф:-.СО!! !!ИХ и =.:З.О): ра-(яаЛЕ,Н() — -.:и г )агQ

Ма ТНОМ ПОРЯ 1:,К (; !: а 3)r6(IOB»0(1»с)н!«1 ipакти-.

К

cIeCKr1 Q(TB "1 СЯ fir)FIB»lrelrl! )(I <10 С«оан— (3ее(ие0 с-" )6)(г! i: Е(а!три lr»1) T!pFTBerget(HQA в ка !е«01 )3(rl;;)ОTol!)и= т)) а)Е;1! IH(i(ного крепления . Кро((е того, 1(абс))IL н пазу вообще не касается нс. и эср«-:!(Ствее!Но el î стенок, TTО пре:еох!).!Няс)т его поверхность oт ис ги—

p;i1lr< При ВнбрацяяХ И тЕМ СаМЫМ ЗНап<тельно повышает надежность работы электрической машины.

Хлс)таГeHT ДЛЯ ОХЛажДЕНИЯ аКтянно, с;али и обмотки, особенно н высоt(vBол1<т((Ой машине, подается следующим с>6«раз ir;. Из бака высокого даезления, Р: СЕ!()Л(".(ОН НО>ГО С ОД НОГO И 3 ТОРЦОВ .(,-Г -:((яil,!te показан (, хладагент че,;е,;Я! али 141, об азонанные ребрами:;cc ()(c)CTH шайбы 12, протекает

«1!)Япы ) 5, образованные поверхпклиндрической части пазов 2 . j: Er! ; 0Í Hl»!MET ГИЛЬ З аМИ 3 ПО ВСЕЙ для(-:», в бак низкого давления, r>e(-.-(ОЛС>

1,.1, (>с!(«H I)!»TC(0KQ !BО H НИЗ КОГО

ОХI«са 1 Ес)В»33<)Т «OP BH НЫ JI060BbiX !ÕBÑ сей машины t!e показаны! и герметичс!О .С)Е.— 1«НЕ((И - ДИ-»J!P(< тРИ<3Е» КH!

:I f!,(!1 см 7 и: F<îðpócoM статора ма .ri! j (ьr „ ! !!(к 1 ) ",;"с i r H,l(I !IQBPPF(НОСТЬ ЦИЛ ИНДРИ

".е .. кс) и части ф(!Гу!эного паза 2 пред—

В lI!l тс ПЕ,Е(О ГЬ)Ран НинастСЯ С ПОМОЩЬЮ (1)() l l! f а Г ). FIOT O ЦИЛИНДР«»(<ЕЕ СЕ(ОГO I)1<36 J)0 н.:;, ПР)- !ferroùè которого между HHM u . i;««О „-»ННОй СT

<С М;(ауl Jr, ГЛадКая ПОВЕрХНОСтЬ Паэа

:На-IF!1(;(1«(ru Об„(С ) ЧаЕТ ПР<сднаР)ЕТ(П!»вЂ”

Hfi1й. (lQ 1- Тс(Ж ГИЛЕ» ЗЫ . экое(О).(((ческий эффект от приме-!

eния предлагаемой конструкция в ос— (огном до )THгается за счет экономии ,...Я«к1 рсэнергии от удлинения межремонт. пссркодов,. что обу с.повлено от:..утс!(Зием необходимости переклиновки

Обмо (и с.татора, то приходится деДО Г) О /1 h и 0 I cl C T O Н а И З В Е С Т»(Ы Х

".r(1 Fr

Формула изобретения 1. С. татор электрической машины, (-i>i;,е; >(<а(ций шихтованный сердечник с па. амя и охлаждаемую обмотку из нысоi

10 ныл(!ее (и я .)адежнос ти при упрощении

-лорки, 1)онерх«ость каждого паза выпо-«FIeíà н виде радиального ряда

;(и):и:-:дрических поверхностей, образуюк;их сааб(дающиеся через радиальные прорези каналы, в которых расположены упомянутые кабеля, и в зазоре между гильзами и стенками каналов вдоль сердечника установлены изоляци()инь)е шайбы с продольными каналами, а с торцов сердечника к гильзам при—

955369 креплены резьбовые втулки, на которых расположены гайки, и между торцами сердечника и гайками расположены шайбы, по меньшей мере одна из которых имеет ребра жесткости, образующие радиальные каналы, сообщающиеся с продольными каналами, 2. Статор злектрической машины по п.1, отличающийся тем, что, цилиндрические поверхности .l паза расположены зигзагообразно.

Источники информации, принятые во внимание При экспертизе

1. Титов В.B. и др. Турбогенераторы. Расчет и конструкция; 19б7, с.119.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2843451/24-07, кл. Н 02 К 3/24, 1979.

955369

A-А

6465!69 Тираж 721 Подписное

ВИИИПИ Государственного комитета CCCP по делам изобретений к открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Л.Карпева

Редактор Л.Горбунова Техред T.Ìàòo÷êà Корректор В.Вутяга